Современный автопром стоит на новых китах: тотальная экономия, дизайн и гаджеты. В первую очередь клиент хочет дешевле купить, затем – подороже продать. А в процессе пользоваться машиной, которая в принципе не доставляет ему бытовых хлопот. Речь не об обслуживании – сервисные интервалы установлены, остальное покрывает гарантия. Ему важно, чтобы автомобиль был комфортен, вместителен, обладал дружелюбным интерфейсом, «дружил» с гаджетами и по возможности не опустошал семейный бюджет счетами за топливо.
Надежность и долговечность сегодня никому не интересны. А какой смысл, если среднестатистический срок владения сократился до 3-5 лет? В большинстве случаев автомобиль будет продан до истечения гарантийного срока или сразу по его окончании. Мало того, если раньше подобная схема в основном процветала в «асфальтовых» классах, сегодня не менее активно она внедряется и в сегменте SUV. И это сложно назвать обнадеживающей тенденцией.
Внедорожники превращаются в кроссоверы, кроссоверы – в «паркетники», и от этого, увы, никуда не деться. Прежде, если у тебя в кармане лежало около двух миллионов, а в голове присутствовало дикое желание купить что-то более или менее надежное, высокое, но при этом еще и семиместное, ты шел к дилеру Toyota и покупал то, что нужно – либо базовый Prado, либо Highlander. В теории, можно было пойти чуть дальше и купить Honda Pilot или Volvo XC90, но первый выглядел довольно кондовым, а второй – слишком дорогим в эксплуатации. Toyota давно приучила клиентов к тому, что сервис не должен быть обременяющим, что всегда давало ей определенное преимущество перед конкурентами. Оно есть и сейчас. Проблема в том, что у компании теперь нет того Highlander...
Его переделали, причем, переделали полностью. Начиная с платформы и заканчивая дизайном. Впрочем, стиль тут также вторичен – SUV банально сменил ориентацию. Представьте, что будет, если вы отформатируете жесткий диск на рабочем компьютере... То же сделали и с этой машиной!
С одной стороны, это превосходно, ибо модель должна молодеть в каждом своем воплощении. А если она при этом становится более премиальной и технически совершенной – вопросов нет. Однако, можно ли оправдать модернизацией то, что с каждым новым перезапуском авто теряет все то, что в свое время лежало в основе его изначальной концепции?
По сути, Highlander превратили в «паркетник», в этакий более габаритный вариант RAV4. Или в упрощенный Lexus RX. Который, кстати, поделился с «Горцем» своей тележкой. Кто-то посчитает последнее обстоятельство отличным поводом кинуться к ближайшему дилеру Toyota и заказать новинку, однако принимать столь скоропалительные решения я бы поостерегся.
Дело в том, что «проходимцем» он не является в принципе. Это большой семиместный автомобиль наподобие Infiniti JX и близкой по ориентации Toyota Venza. Проще говоря, – кроссовер. Очередной американский семейный «вагон», который сделан для того, чтобы сжирать пространство на местных «интерстейтах». И о том, что мы говорим о «паркетнике», свидетельствует масса факторов.
Близкое родство с RX, например. Гены Lexus привнесли в ДНК машины гигантскую порцию комфорта. У нее потрясающая плавность хода. Кроме шуток! Однако, вы ощущаете ее только когда под колесами ровный асфальт. Любая же даже самая незначительная неровность ставит крест на всех стараниях японских инженеров.
Пока вы едете по городу или по федеральной трассе — проблем нет, но стоит съехать на региональную дорогу, эта особенность вас удивит, и крайне неприятно. Ходы подвесок стали короче, настройки – чуть плотнее, так что всю мелочь шасси переваривает тряско, жестко и в какой-то мере скомкано. Некоторое время вы почти ничего не чувствуете, однако, как только подвески ловят определенную амплитуду, кузов «взрывается» мелкой навязчивой дрожью.
Старый Highlander ощущался более честным: он не убаюкивал пассажиров роскошным асфальтовым ходом, для него была характерна некоторая разболтанность, он дико кренился в поворотах, но деньги из их карманов не вытряхивал. Но главное, на нем можно было съехать с дороги. По полям он не ездил – скакал, однако, владелец не рисковал оторвать что-нибудь низковисящее под днищем или сорвать обвес.
С новым Highlander такие выкрутасы уже не прокатят.
Я как-то съехал на нем с асфальта, причем, в обычную сухую деревенскую колею, где жигули летают, не сбавляя хода. Так вот на первой же сотне метров Toyota дважды весьма опасно скребанула по грунту юбкой переднего бампера, а после гулко приложилась порогом о какую-то кочку. 200 миллиметров, говорите?!!
«Горец» стал слишком длинным. Его колесная база на бездорожье не работает. Да, кстати, полный привод здесь теперь не постоянный. Он реализован через муфту, которая, как ни крути, но перегревается. Поэтому, если вы рассчитываете получить что-то более серьезное, чем RAV4, придется копить на Prado или мириться с нарочитой кондовостью Honda Pilot. Однако и тот, и другой на твердой дороге ему в подметки не сгодятся.
Как я уже говорил, шасси от Lexus сделало Highlander весьма комфортным семейным средством передвижения. Но это касается не только хода, но и машины в целом. Он достаточно хорош внешне, дизайн посвежел, добавил пафоса. То есть это теперь не машина для лесоруба, а человека не рабочей профессии, который никогда не полезет в машину в загаженных ботинках Caterpillar и не отправится покорять непокоренное. Зато ему будет куда повесить пиджак и положить свой смартфон. И в этой машине будет удобно не только ему, но и всему семейству, ибо запас пространства вырос как спереди, так и сзади, а «галерка» перестала напоминать складную банкетку для случайных попутчиков.
Можете называть это как угодно, однако то, что новый Highlander выглядит именно так, а не иначе – тренд, к сожалению. Это взрослый, хорошо исполненный автомобиль с неизменным V6 под капотом и традиционной автоматической коробкой, по плавности, скорости и стоимости уделывающей любой гражданский «робот».
И едет тандем очень прилично. Боюсь, что на асфальте «Горец» способен конкурировать не только с Prado и Pilot, но и с донорским RX 350. Тот, кстати, чуть мощнее, но мне показалось, что японцы заявили на нашем рынке 249 л.с. лишь для галочки – переделывать мотор было бы дороже, чем договориться с службой сертификации. Да и потребление топлива заявленной мощности не соответствует: 12,5 литров в среднем – не совсем тот результат, которого стоило бы добиваться. Во-первых, старый Highlander потреблял примерно столько же. Во-вторых, Honda Pilot, который был привлечен нами в качестве рефренсного автомобиля, оказался всего на литр прожорливее, хотя привод у него постоянный полный, автомат пятиступенчатый и заправляли его 92-м. Иными словами, на практике Toyota не такая уж и экономичная.
Зато она вполне прилично ускоряется – в меру плавно и уверенно. Притом, если водитель требует, «автомат» старается честно вытягивать каждую передачу. В общем, в этом плане здесь все очень даже по делу.
Отдельная фишка – качество шумоизоляции, что для Toyota крайне неожиданно. Все новые модели марки гремят довольно-таки здорово. Не был исключением и старый Highlander. Но новичок удивил: порой, складывается впечатление, что ты едешь в большом «Лексусе» – спокойно и со вполне осязаемым вкусом. Вкус этот еще недостаточно четкий, как и ощущения, но кажется японцы на правильном пути.
И все же, тут многое зависит от того, какой путь считать правильным. В США, где нет проблем с хорошими дорогами, а типичным бездорожьем считается сухая пустыня где-нибудь в окрестностях Лас Вегаса, преимущества новой генерации Highlander над предшественником были бы бесспорны. Однако, нам же больше подходит Prado. С его неразрезным мостом и честным приводом. Хотя бы потому, что он более универсален и менее прихотлив. Его пока не превратили в кроссовер. И в ближайшее время не превратят – два «горца» в одном сегменте Toyota вряд ли понадобятся.
Технические характеристики:
Toyota Highlander 3,5 4WD
Длина (мм) 4865
Ширина (мм) 1925
Высота (мм) 1730
Колесная база (мм) 2790
Дорожный просвет (мм) 197
Снаряженная масса (кг) 2005
Объем багажника (л) 269-813
Раб. объем двигателя (см3) 3556
Макс. мощность (л.с. при об/мин) 249/6200
Макс. крутящий момент (Нм при об/мин) 337/4700
Макс. скорость (км/ч) 180
Разгон 0-100 км/ч (с) 8,7
Средний расход (л/100 км) 10,6
Стоимость (руб.) от 1 967 000