Lexus взял курс на омоложение модельного ряда. Причем речь идет не о перезапуске уже готовых моделей (тут производителя все устраивает), а о производстве новых машин, способных привлечь менее возрастную аудиторию. Сегодня средний возраст клиента марки превышает отметку в 45 лет, люди моложе сорока в ее сторону вообще не смотрят, и это – большая проблема, которую, собственно говоря, и призван решить кроссовер NX. А его начинание поддержат уже выведенный на рынок седан IS и купе RC, локальная презентация которого случится на том же ММАС-2014. Впрочем, нас сегодня больше интересует именно кроссовер.
Революционным его, увы, не назвать. И не потому, что по сравнению с одноименным концептом товарный NX смотрится довольно прозаично – дизайн-то как раз вполне хорош.
Кто-то из сложившихся поклонников марки наверняка найдет новинку слишком спорной, но лично мне – человеку, находящемуся в самом центре целевой «фокус-группы», такой Lexus нравится гораздо больше, чем любой другой ныне здравствующий представитель этой премиальной марки. Мало того, по оформлению NX, пожалуй, превосходит всех своих японских конкурентов – и Infiniti QX50 (он же EX), и Acura RDX. Да что там, я бы добавил в список еще и BMW X1, и Audi Q3, ибо от совершенства они были далеки изначально.
Проблема тут в другом – по сути мы говорим о... Toyota RAV4! Использование платформы бюджетного бренда само по себе – не проблема. Тот же VAG без проблем натягивает кузова Audi на «тележки», задействованные в модельной линейке Volkswagen и даже Skoda. Никто же не страдает от того, что Audi Q3 – перелицованный Tiguan, а тот, в свое время, поделил платформу с Yeti. Тут во главу угла всегда ставится бренд, соответствующие уровни исполнения и оснащения и позиционирование. Большинству клиентов достаточно того, что Q3 – одно из лучших предложений в классе (если не лучшее): хорошая марка, хорошо оформленный автомобиль, надежно стоящий на дороге. Но и чудес от него никто не ждет, поскольку все помнят о бонусе — приводе quattro, которым оснащаются даже самые дешевые версии. А теперь попробуйте купить за те же деньги тот же BMW X1 или Mercedes GLA...
Но немцы при этом четко разделяют этот рынок: чуть завысил требования, будь любезен ознакомиться со следующей машинкой – с Q5, GLK или Х3, кому что нравится. И так вверх до упора. Lexus же решил размазать NX тонким слоем по всему сегменту. То есть стартовать машина будет там, где заканчивается RAV4, а финишировать на поляне, оккупированной однофамильным RX.
Последний, к слову, тяжело представить в качестве молодежного авто. Сегодня он вообще мало кого впечатляет, но именно он, почему-то, видится мне в качестве главного соперника новинки. Во-первых, NX очень захотят дамочки, успевшие в свое время успели развести папиков и спонсоров на новый RX. Во-вторых, те, кто только собирался это сделать. Этот же и новее, и «мимимишнее». Может быть, в ту же когорту попадут люди, считающие, что базовый Lexus круче упакованного под завязку RAV4, но таких вряд ли будет очень много. Хотя бы потому, что Toyota при прайсе в полтора миллиона (пока предполагается, что стартовая стоимость новинки составит 1 400 000 рублей) оснащается вполне приличным турбодизелем (в Lexus такого мотора нет в принципе), «автоматом» и кучей гаджетов. NX же способен предоставить лишь 150-сильную бензиновую «четверку», вариатор и, возможно, новую мультимедийную систему с сенсорным тач-падом.
Последний, к слову, классное изобретение. Даже если японцы сохранили старый интерфейс, в любом случае такое решение на порядок логичнее и функциональнее прежних контроллеров, сделанных наподобие компьютерной мыши. Кроме того, он очень неплохо вписался в переформатированный недавно, в общем-то, «лексусовский» корпоративный интерьер. Этим кроссовером удобно пользоваться, а не только сидеть. Я еще не сказал о том, что его салон чуть больше салона RX, то есть по меркам класса он еще и довольно вместительный.
И все же этого набора, на мой взгляд, недостаточно, чтобы откусить хоть сколько-нибудь значимый кусок массового сегмента. Удельная масса бренда в России крайне важна, но не настолько, чтобы отказываться от экономичного турбодизеля, полного привода, кожаного салона и массы других приятных мелочей.
Кроме того, такой NX не будет и достаточно быстрым. Двухлитровый мотор и CVT – тот же тандем, что задействован в Toyota и на ходу он довольно бесхарактерный. Альтернатива – новая турбированная «четверка» аналогичного объема. Такой Lexus, наверняка, поедет гораздо приличнее, однако ценник в данном случае уже далеко не гуманный – от 1,8 до 2,4 миллиона.
Тут уже можно и к Mercedes GLK прицениваться, и к BMW X3. Да, «японец» окажется более оснащенным и мало того, в тот же диапазон укладывается и гибридная версия. Однако «зеленую» машину купят далеко не все. Вкупе ее установка, состоящая из бензинового 2,5, стандартной планетарной трансмиссии и электродвигателей, генерирует 197 л.с. Топовая модификация NX 200t при этом выдает 238 «лошадей», а учитывая меньшую массу и больший показатель тяги на высоких скоростях, она, в итоге, окажется и быстрее и экономичнее.
В общем, выпуская NX на рынок без поддержки более крупной машины, японцы сильно рискуют получить «тойотовский» бутерброд с размазанной по нему лососевой икрой. Которой слишком много для того, чтобы считать это обычным куском хлеба, но слишком мало, чтобы прочувствовать вкус. В том нет вины Lexus NX – сам по себе он получился вполне симпатичным, свежим и привлекательным, однако «младший брат» ему бы не помешал. Однозначно.