О чем, в частности, говорит и тот факт, что в страну временно прекратили поставки такие производители, как Ford, Mitsubishi, Citroёn, Suzuki, Mazda. Вот-вот уйдут из «незалежной» и другие автомобильные компании.
Читатель, наверное, ждет параллелей с Россией. И хотя они не совсем уместны, скажем, что за пять месяцев года (по полугодию данных еще нет) рынок новых авто в нашей стране просел на 6% процентов, а вот вторичный вполне логично вырос почти на 20%.
Тут, конечно, надо иметь в виду и абсолютно разные объемы продаж в России и на Украине. В прошлом году россияне купили 2,7 млн. новых авто, а украинцы — 220 000 экземпляров. В этом — 1 030 533 и 104 238 машин соответственно. И абсолютные цифры очень доходчиво показывают запас прочности как нашего автобизнеса, так и соседского.
При этом необходимо также учитывать, что на Украине спросом пользуются главным образом недорогие авто местной сборки типа ZAZ Sens (сборочных предприятий мировых брендов тут нет, а недавно от планов производить здесь машины окончательно отказались Opel и Chevrolet).
Однако тот же Запорожский автозавод сегодня на грани остановки. Его владелец Тариэл Васадзе признается, что у предприятия на исходе комплектующие, до 40% которых поступало с востока страны. Замещать их предполагается китайскими изделиями, что неминуемо скажется на стоимости автомобилей. Похожая ситуация и у других украинских автопроизводителей «Еврокар» и «Богдан».
Прибавьте сюда введенный недавно акциз на новые авто, который платят и импортеры, и производители и станет понятно, что даже самое недорогие «колеса» украинскому потребителю уже не по карману. Особенно учитывая почти 40-процентное падение гривны по отношению к доллару.
Кстати, последнее обстоятельство объясняет и резкое сокращение числа сделок на вторичном рынке. Ведь если новый автомобиль (из средней ценовой категории и выше) еще можно найти в салонах по старому курсу, то цена подержанных авто меняется сразу, поскольку их стоимость изначально рассчитывается именно в долларах.
Ну и, конечно, на ситуацию не могла не повлиять потеря Украиной Крыма. Оставшиеся там украинские дилеры машины не продают, запчастями практически не торгуют, занимаясь только ремонтом. Что, кстати сказать, на руку их российским коллегам.
— Ситуация с украинскими дилерами на полуострове сейчас достаточно сложная, — комментирует проблему первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей ТУЗОВ. — Крым является непризнанной на западе территорией. К тому же перевозки автомобилей из Украины в Крым сейчас прекратились вследствие проблем с таможней. Соответственно, вопрос, касающийся снабжения полуострова продукцией, останется открытым. И главным поставщиком лично мне видится Россия. Безусловно, необходимо учитывать все аспекты, влияющие на развитие автобизнеса: общую платежеспособность населения и соответствующие цены на автомобили, затраты на доставку авто на полуостров с учетом транзитного перемещения, объем продукции, который можно будет поставлять и прочее, однако, лично мы настроены позитивно...
...Что же касается прогнозов, то они неутешительны. По самым оптимистичным, к концу года на Украине будет продано еще тысяч пятьдесят новых машин. Уже сейчас украинцы пересаживаются на старые «Жигули». Так, по подсчетам местных экспертов, из общего числа продаж на «вторичке», пятая часть пришлась именно на вазовскую продукцию.