Московская топливная ассоциация (МТА) на днях зафиксировала скачкообразный и синхронный рост цен на бензины Аи-92 и Аи-95. В результате средняя стоимость литра Аи-92 выросла до 31,84 рубя, а Аи-95 – до 34,83 рубля.
Традиционные объяснения такого волюнтаризма нефтяных монополистов сейчас не пройдут: ни тебе начала дачного сезона, ни осеннего сбора урожая под рукой нет. А лишней копеечки – ой как хочется. И вот оно: гениальная «отмазка» с кучей умных слов готова! Вот как прокомментировал ситуацию представитель «Роснефти» «Интерфаксу»: «компания вынуждена балансировать в рамках существующей ценовой парадигмы». Сильно сказано! И кому какое дело, что слово «парадигма» произошло от греческого «parádeigma», что переводится как «пример», «образец». То есть у «Роснефти» случился «ценовой образец». И это все объясняет, не правда ли?
Но это еще не все. Все тот же безвестный источник растолковал нам, непонятливым, что «слишком низкое ценовое предложение по сравнению с другими игроками приведет к «вымыванию» продукта с рынка и, как следствие, создаст реальную угрозу дефицита товара. В то же время, «Роснефть» хорошо осознает свою социальную ответственность, как ведущего поставщика нефтепродуктов населению и потому реализует кампанию по недопущению чувствительных колебаний цен, действуя при этом, естественно, с оглядкой на рыночную конъюнктуру. Компания постоянно следит за ситуацией с целью предотвращения дефицита и резких скачков цен».
Вот так: чтобы не было дефицита и скачка цен на рынке, «Роснефть» и подконтрольная ей ТНК сами устроят его! Бескорыстная забота со стороны социально-ответственной копании – в действии.
Для справки: до последнего проявления подобной «заботливости» со стороны нефтяного монополиста, средневзвешенные цены на АЗС Москвы и так уже выросли почти на 6% с начала этого года. Что будет с ними дальше – даже представлять не хочется.
Особенно если вспомнить, что правительство окончательно решило провести «налоговый маневр» в нефтяной отрасли страны. В его рамках будут резко, практически вдвое, снижены экспортные пошлины на нефть, светлые нефтепродукты, а также масла. Параллельно налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) вырастет тоже практически вдвое.
Пошлина на бензин, с нынешнего 90-процентного уровня, уменьшится до 30% к 2017 году. Экспортеры дизтоплива будут отдавать государству при его вывозе не 65%, а те же 30%.
А НДПИ с нынешних 493 рублей за тонну добытой нефти вырастет до 775 рублей в следующем году, до 873 рублей в 2016 и до 950 рублей – в 2017.
Если сейчас в себестоимости нефти, добываемой в России, доля НДПИ составляет 45%, то вскоре цена каждой тонны добытой нефти вырастет почти в полтора раза! И касаться это будет не только экспортной нефти, но и идущей на внутренний рынок. Как при этом подскочат цены на бензоколонках объяснять, думается, не нужно. Для справки скажем, что доля этого налога в конечной цене моторного топлива составляет около 16%. Если она фактически удвоится, то та же самая доля будет равняться уже 27%.
Снижение экспортных акцизов на бензин обязательно даст еще один малоприятный для рядового автомобилиста результат – массовую «перекачку» моторного топлива с внутреннего рынка на внешний. Мало кто помнит, но пока еще существующая заградительная 90-процентная экспортная пошлина на бензин появилась в 2011 году совсем не спроста.
Власти было вынуждены ввести ее по простой причине: нефтяные монополисты в какой-то момент залпом погнали за рубеж огромные объемы бензина, создав самый настоящий его дефицит в России. А потом, ссылаясь на этот самый дефицит, еще и взвинтили цены на топливо – что-то около 15% за год!
Не нужно быть профессиональным экономистом, чтобы сообразить: снижение вывозной пошлины неминуемо создаст условия для очередного массового перекачивания бензина с российского рынка на экспортный. В результате мы получим очередной скачок цен на АЗС. А представители компаний-монополистов будут при этом с умным видом насиловать мертвые языки, рассказывая о социальной ответственности и героической борьбе с «вымыванием продукта» – беззаветно набивая собственный кошелек.