Разум работает, когда покупают машину для решения каких-то народно-хозяйственных потребностей. На «бешеные табуретки» заглядываются исключительно с точки зрения драйва: комфорта мало, зато едет – только догоняй! Примерно с такими мыслями человек обычно впервые садится за руль Clio RS.
Но поездив несколько дней в этой «зажигалке» понимаешь: машина предназначена не только для «отстрелов» со светофоров и бодрого, на зависть соседей по потоку, «вваливания на все деньги» на крутых поворотах городских транспортных развязок. Новое поколение Renault Clio RS вполне подходит еще и для повседневной езды. В ней, как показала практика, можно даже возить жену и пару «спиногрызов» на дачу.
С виду «эр-эску» от обычного Clio не отличишь: те же пять дверей, то же энергичное выражение «лица». Фары «с уголками» – стандартная дань текущему модному поветрию. Задние «фонари» лаконичной формы точно так же забираются на пятую дверь... Лишь маленький шильдик «Renault Sport» на корме да инициалы RS под фамильным ромбом по центру «мордочки» отличает «заряженную» Clio от стандартной.
Предыдущее поколение это «зажигалки» было построено на платформе Renault Megane. А теперь это – изначально стандартная Clio, из которой конструкторы выжали максимум «спорта» с помощью 200-сильного 1,6-литрового мотора, модифицированной подвески и усиленных тормозов. Записной «зажигалке» положена механическая коробка передач, но - «робот»!
Салон Clio RS какими-то выдающимся «спортивным» антуражем не блещет. Ситуация почти такая же как и с кузовом: минимум отличий от обычного хетч-бэка Clio. Даже спортивные кресла-ковши не предусмотрены!
Красные окантовочки и такого же цвета прошивки на вполне гражданских сиденьях, все та же аббревиатура RS на руле – это, конечно круто. Но не особо, если разобраться. Единственное серьезное отличие от рядовой Clio – кнопочка «RS drive» около селектора коробки передач. Одно нажатие – и робот EDC начинает переключать передачи чуть быстрее, а мотор энергичнее реагирует на манипуляции с педалью газа. Ну, и система стабилизации начинает срабатывать заметно позже. Почти случайно выяснилось, что если эту кнопку подержать подольше, секунд пять примерно, то машина переходит в «режим гонки» – Race. Система стабилизации при этом умывает руки совсем, а робот забывает, что такое автоматическое переключение передач. Теперь эта обязанность лежит исключительно на водителе. Можно пользоваться либо подрулевыми лепестками, либо, ностальгируя по ушедшей в небытие МКП, качать вперед-назад рычаг «коробки».
Откровенно говоря, когда я впервые узнал о «роботе» вместо МКП в Clio RS, как-то заранее взгрустнулось. Задумчивость, толчки и прочие «неадекватки» «роботов» на машинах прочих типов принимаешь как неизбежное зло. Именно знание повадок таких КП превращают фразу «робот у Renault Clio RS» в какое-то издевательство. Однако личное знакомство с данным тандемом двигатель-«робот» все меняет. Именно эта роботизированная трансмиссия оказалась на редкость вменяемой! Небольшая задумчивость в работе ощущается лишь в «обычном» режиме. Но с нажатой кнопулькой «RS» об этом можно забыть! Шестиступенчатая КП вовремя и без малейшего намека на паузу перекидывает передачи, соображает, когда стоит подержать мотор на повышенных оборотах, не вызывает нареканий при резком нажатии на педаль газа – пара передач вниз перескакивают почти мгновенно. Автор этих строк вообще почти все время теста проездил в спорт-режиме. Единственный обнаруженный недостаток коробки – из категории «желать невозможного». Непосредственно перед скоростным поворотом приходится принудительно «скидывать» пару передач вниз – сама КП не успевает понять, что там удумал водитель. Впрочем, для полного счастья в подобных ситуациях и придуман «гоночный» режим работы трансмиссии. Оно и правильно: хочешь как следует ехать – сам передачи и перекидывай, если такой шустрый!
Невозможно не сказать хотя бы пару слов о тормозах. Их эффективность, не смотря на отсутствие «родимых пятен» в виде многопоршневых механизмов с надписями Brembo, оказалась очень и очень «на уровне»! Настолько, что вполне может «потянуть» и шоссейно-кольцевые требования.
О подвеске и рулевом тут «ни прибавить, ни убавить»: по-моему это уникальный сплав классически-«табуреточной» четкости управления и хватки за траекторию с гуманностью к пассажирам. Большинство мелких городских зажигалок последних комфортом не балуют. Главное – чтобы водитель радовался власти над машиной и дорогой. А тут... В ходе длительного натурного эксперимента над разными пассажирами ни один(!) из них не пожаловался на жесткость езды. Хотя, на самом деле, в Renault Clio RS, как и положено, на неровностях трясет изрядно. Но ни один из испытуемых не ныл по поводу жесткой подвески, – настолько всех обаяла машинка! А кое-кого приучила пристегиваться ремнем безопасности на заднем сиденье. Ведь поворачивать даже не банальном перекрестке на Clio RS можно «с большим энтузиазмом», вынуждая не пристегнутых пассажиров заднего ряда скользить от двери до двери! Наглядный урок безопасности, так сказать.
И при всем этом драйве, на машине можно смело ехать в гипермаркет за недельным запасом продуктов для большого семейства, не боясь проблем с погрузкой. Ведь «запаски» тут нет, только «пшикалка» для ремонта прокола предусмотрена...
Пожалуй, минус этой машины есть только один. Цена. Точно также как и у всех «бешеных козявок»: машинка маленькая, а стоит как иной седан бизнес-класса. В случае с Renault Clio RS ценник начинается от 1 120 000 рублей.
Впрочем, и в базовой комплектации машина очень неплохо упакована. Улучшить ее можно лишь слегка: добавить еще более спортивное шасси Cup, поставить 18- дюймовые вместо 17-дюймовых колесные диски. Можно еще заказать «навороченную» мультимедиа-систему, которая умеет «озвучивать» мотор, имитируя звук старых гоночных «реношек» или Nissam GTR. Это – самые дорогие опции.
Ну и еще кое-что по-мелочи можно заказать: например, камеру заднего вида – для гонщиков, совсем не чувствующих габаритов машины. Благодаря этому, стоимость Clio RS может подняться примерно на 100 000 – до 1 214 000 рублей.