— К сожалению, получилось так, что закон о такси сегодня прямо или косвенно стимулирует нелегальный рынок. Работающих без лицензии водителей сложнее поймать в потоке машин, а существующий штраф в 5000 рублей они могут легко «отработать» уже через пару часов, – поделился своими отпускными кручинами с корреспондентом «РГ» народный избранник. Но депутаты ГД Лысаков В.И. и Москвичёв Е.С. не дремлют и в своем давнишнем законопроекте «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уже все предусмотрели. И уже осенью, как надеется тов. Лысаков, Госдума рассмотрит его. А там предлагается увеличить штраф для нелегальных извозчиков с 5000 до 30 000 рублей. За повторное нарушение у них будут забирать «права» на 3-6 месяцев.
С чего это, спросите вы, записной защитник прав автомобилистов Лысаков занялся такси? А с того: он, оказывается, не только человек и депутат, но еще и известный на весь мир таксист! По крайней мере, до недавнего времени он «рулил» в общероссийской ассоциации «Национальный совет такси». А его законопроект настолько «нравится» легальным таксистам, что из этой организации со скандалом и открытыми письмами катапультировался почти десяток региональных объединений таксомоторных предприятий.
Не будем утомлять длинным перечнем претензий реальных таксистов к законопроекту виртуального «таксиста» Лысакова, приведем лишь наиболее яркие.
И, прежде всего, тот самый пункт о штрафах и лишениях для таксистов-нелегалов, озвученный Лысаковым со страниц госгазеты. Ради этого он предлагает даже ввести новую статью в КоАП 14.1.3 – «извоз без разрешения», назовем ее для краткости так.
Но вот какая заковыка: статья эта будет бить исключительно по физическим лицам. А про ответственность юрлиц и индивидуальных предпринимателей там ничего нет! Сей малозначительный нюанс, по мнению экспертов таксомоторной отрасли, открывает широкую дорогу для организации нелегального извоза всевозможными «диспетчерским, операторским и иным службам заказа такси». Ведь это они, согласно текущему законодательству, являются фрахтовщиками легкового такси, а не конкретный пассажир, который в нем едет.
То есть закон Лысакова-Москвичева фактически легализует вывод из-под юрисдикции отраслевого законодательства так называемые диспетчерские службы заказа такси. Они как бы будут относиться к «сфере телекоммуникационных услуг». Но они же будут устанавливать таксомоторные тарифы. Ведь мало кто знает, что «диспетчеры» оставляют себе по 15-20% прибыли таксиста в качестве платы за «доступ к базам данных заказов». Красиво? А то!
Еще более красиво выглядит другое лысаковское предложение по «улучшайзингу» жизни легальных таксистов. Статья №7 его законопроекта дает право неким, неназванным органам государственной власти субъектов РФ, право устанавливать дополнительные условия и требования к легальным таксистам. «В качестве условий получения государственной поддержки могут быть установлены дополнительные требования к цвету кузова легкового такси и срокам его эксплуатации, к водителям и специалистам перевозчика, а также к тарифу на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси».
Выглядит гладко, но если вдуматься, это – идеальная законная лазейка для крепкой коррупционной дружбы между таксомоторной компанией и чиновником субъекта РФ. Можно, например, денежки из бюджета через таксопарк «откатывать». А можно, дотируя за госсчет карманную таксомоторную компанию, попередушить всех легальных таксистов-конкурентов в отдельно взятом регионе. А потом устанавливать монопольные тарифы и беспощадно бороться 30-тысячными штрафами с «проклятыми бомбилами-нелегалами».
Как видим, отличный закон придумал известный таксист Всея Руси депутат Вячеслав Лысаков. За права автомобилистов он уже успешно «поборолся» – поддержав все ужесточения наказаний для них, принятые в последнее время Госдумой. Теперь пришла пора не менее плодотворно «побороться» за права таксистов.