С появлением Интернета автомобильный маркетинг взял на вооружение новое средство продвижения — так называемые случайные, или шпионские, засветы. Работает эта штука просто, но весьма эффективно: в преддверии выхода новой модели автомобиль тщательно запаковывают в камуфляж и отправляют кататься по дорогам общего пользования на глазах прохожих. Последние в свою очередь делают различные снимки и сломя голову бегут в Сеть, чтобы поделиться якобы эксклюзивными фотографиями. В результате, те попадают на форумы любителей той или иной марки, после чего журналисты сетевых изданий с жадностью голодных гиен растаскивают картинки по своим изданиям.
Если способ не срабатывает, кто-то из компании сам делает снимки машины на свой мобильник так, чтобы получилось якобы случайно, и выкладывает их на страницах какого-либо популярного автофорума — они зарегистрированы на всех мало-мальски известных площадках, поверьте. Результатом этой «трагикомедии» становится «неподдельный интерес всех заинтересованных лиц», даже тех, кому до той машины собственно и дела раньше не было.
В АВТОВАЗе об этом никак не догадывались долгих 23 года — все то время, пока завод якобы существовал в условиях рыночной экономики. Однако с вхождением в состав альянса Renault-Nissan и появлением нового руководителя, завод, соскабливая ржавчину постсоветской доктрины, все же перешел к современным средствам продвижения.
На итальянском портале autopareri.com, где LADA нет даже в расширенном списке автомобильных марок, откуда ни возьмись появились шпионские фотографии седана Vesta, который и в России-то еще толком не видели. Но тут все разыграно в строгом соответствии со сценарием, поскольку фотки сделаны в Турине на улице Зини, проходящей рядом с олимпийской аркой.
Первая мысль проста: то ли дороги в России стали лучше европейских, то ли европейские дороги ухудшились до уровня российских, но выбор места для ходовых испытаний по меньшей мере странный. Тем не менее, если почитать, как живо пользователи autopareri начали обсуждать отечественную новинку, как мил им ее образ и вогнутые боковые линии со светодиодными задними фонарями, то сомнения отпадут: АВТОВАЗ нарочно вывез автомобиль для того, чтобы проверить его на итальянцах. Именно так, почти задаром в Старом Свете узнают о бренде, притом узнают не только специалисты, но и те, кто прежде о нем вообще никогда не слыхивал. Отличный, продуманный маркетинговый ход, которым пользуются все уважаемые «доны» автомобильного мира.
Не зря же господин Бу Андерссон, недавно уверял нас, что Lada Vesta будет соответствовать экологическим требованиям «Евро-6», что стоить машина будет от 8 000 евро, что рисовал ее работавший когда-то на Volvo швед Стив Маттин, что завод готовит еще две новинки для европейцев, которыми станут перелицованные Dacia Sandero и Duster.
Итальянцы не только раскопают эту информацию и опубликуют на своем портале, но, будучи одной из самых лояльных в Европе наций по отношению к России, станут главным зарубежным рынком сбыта. Нужно только учитывать, что познакомили их с концептом, а не с серийным прототипом, поэтому финальный вариант может сильно отличаться от того автомобиля, что поступит в продажу в 2015 году.
После этого хочется посоветовать китайцам, желающим достичь успеха на российском авторынке, пользоваться тем же оружием и начать выкатывать обернутые в мусорные мешки прототипы в российских уездных городах. По крайней мере, так они смогут создать ажиотаж, а россияне, глядишь, заранее научатся вбивать в поисковую строку нужное слово и находить на страницах СМИ нужную им информацию.