Как стало известно порталу «АвтоВзгляд», в июле Запорожский автозавод изготовил лишь восемь(8) авто. Хотя мощности предприятия позволяют сходить с конвейера 240 машинам в сутки. Несмотря на сотрясающие Украину политически катаклизмы, с января по июль ЗАЗ выпустил даже больше продукции, нежели за аналогичный период прошлого года. Почти 11 000 авто разных марок сошли с его «стапелей» в этом году.
А в середине лета «рубильник выключили» — предприятие перешло на трехдневную рабочую неделю, ряд цехов уже выставлен на продажу. Руководство завода намерено еще до октября этого года уволить практически весь персонал – более 21 000 человек.
Проблемы ЗАЗа кроются не только в гражданской войне. Хотя полномасштабные боевые действия на юго-востоке производственным успехам явно не способствуют, ведь там изготавливалась значительная доля комплектующих. Беда окончательно накрыла весь украинский автопром: вся отрасль за июль 2014 года сумела выпустить лишь 555 единиц техники — 343 легковушки, 153 грузовика и 59 автобусов.
Страшное началось практически сразу же после прихода к власти в стране триумфаторов Майдана. Еще в весной этого года украинская Рада увеличила вдвое акциз на изготовление новых машин. Одновременно была снижена заградительная пошлина на импорт авто на Украину. Также был отменен утилизационный сбор на ввозимые в страну машины. Для полного счастья увеличили размер единовременного сбора при первой регистрации авто.
По сути, власти сделали все, чтобы производить машины на Украине стало невыгодно, а экономически оправданно исключительно импортировать новые авто. Ну, и общее падение украинской экономики с сопутствующей девальвацией гривны тоже не способствуют оживлению спроса на местном авторынке.
Но ЗАЗ не сдавался до последнего и наращивал выпуск продукции. На что же рассчитывало руководство предприятия? Скорее всего, на российский рынок. У нас машины производства АвтоЗАЗ пользовались хоть и небольшим, но стабильным спросом. Относительно недорогие ZAZ Vida и ZAZ Chance предлагались покупателям в кузовах «седан» и «хэтчбек».
И тут кто-то сбил малазийский Boeing 777 над Донбассом. Сомневающаяся Европа и во всем уверенная Украина дружно обвинили Россию в пособничестве. Стали вводиться взаимные экономические санкции. Из-за замаячивших на горизонте российских санкций ЗАЗ лишился последней надежды на выживание. Отечественный рынок для его продукции теперь практически потерян.
Одному из последних осколков автопрома бывшего СССР, из числа оставшихся за пределами России, наступает конец. ЗАЗ может превратиться в завод-призрак. Что, на самом деле, обидно. В отличие от рижского или ереванского автозаводов, владельцы запорожского предприятия вкладывали серьезные деньги и усилия в организацию производства. Прибалты и кавказцы тупо распродали советское оборудование на металлолом и, довольные собой, разошлись по домам.
А на ЗАЗ вместо этого сначала продолжили производить убогие «Таврии». Потом начали закупать новые линии сборки, сварки и покраски, внедряли системы качества ISO и тому подобное. Постепенно избавились от малолитражного советского уродца и приспособились собирать корейские и китайские самобеглые повозки. Тоже не бог весть что, но бизнес работал. Пока не пришел ему «майдан».
Сейчас же можно констатировать, что украинский авторынок окончательно подготовлен к экспансии европейских автопроизводителей. «Поляна» успешно зачищена от аборигенов...