8622

Российски авторынок сдувается из-за Украины

Минпромторг попытался притормозить обрушение автомобильного рынка
Перспективы российского авторынка из-за украинских событий и банковских «чисток» выглядят невесело. Но лишь сейчас Минпромторг решил притормозить его полугодовое пике.
Изображение Российски авторынок сдувается из-за Украины

Шоу Московского автосалона (ММАС-2014) отчасти напоминает праздник со слезами на глазах. Падение продаж легковых машин в России за июль составило 23%  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А с начала 2014 отечественный рынок упал на 10%. И это еще не предел. Если июльские темпы снижения продаж сохранятся, сбудутся прогнозы наиболее пессимистично настроенных экспертов. Уже сейчас они говорят о 20-25-процентной «просадке» российского легкового авторынка по сравнению с прошлым годом.

 

Минпромторг спешит на помощь

Летние антиуспехи в автомобильной сфере страны, похоже, заставили правительство задуматься. Хотя, напомним, до последнего времени чиновники категорически отказывались всерьез обсуждать с автодилерами идею возобновления, например, госпрограмм стимулирования спроса на легковые машины.

Поэтому спич главы Минпромторга Дениса Мантурова в ходе посещения ММАС-2014 особенно интересен. Обычно в таких случаях высокие чиновники произносят бравурные речи. Излучают отраслевой оптимизм и желают дальнейших трудовых успехов экспонентам. Но в этот раз автопром желал услышать иное. Когда нужен спасательный круг, брошенная в твою сторону бутылка шампанского (даже самого хорошего) вряд ли заинтересует. И Денис Мантуров говорил на ММАС-2014 о насущном: «В ближайшее время Правительство примет решение по дополнительным мерам поддержки до конца года, чтобы сформировать меры по стимулированию рынка. Основным препятствием на сегодняшний день является ограниченная возможность по кредитованию. Потребительские кредиты возросли в цене и составляют от 16 до 20%. К сожалению, такая возможность перестала быть доступной для малого и среднего бизнеса.

Основное падение авторынка пришлось на сегмент легких коммерческих автомобилей. За 7 месяцев 2014 года снижение в нем составило более 30%. В меньшей степени пострадал легковой автомобильный транспорт. В нем снижение производства составило 2,3%. Мы рассчитываем, что в ближайшее время Правительством будут приняты решения по дополнительным мерам по стимулированию рынка, которые позволят сдемпфировать снижение, которое произошло за 7 месяцев».

 

Цены в небо!

Но пока правительство будет внедрять методы «стимуляции» и «демпфирования», рынок продолжит падать пугающими темпами. Хотя бы потому, что причины падения в обозримом будущем никуда не денутся. Спрос на машины, как ни крути, но падает. Все дело в стоимости авто и автокредитовании. Ценники в дилерских центрах растут и будут расти. Причины просты: инфляция и падение рубля.

Внутренний конфликт на Украине плавно перерос в локальную войну с участием кадровых бойцов из России. Одно единстьвенное сообщение о задержанных в Донбассе русских солдатах – и рубль в очередной раз обрушился по отношению к евро и доллару. А головные офисы зарубежных автопроизводителей требуют финансовый результат от российских отделений именно в этих валютах. И дилеры вынуждены поднимать цены даже на собранные в России иномарки, параллельно сокращая объем импортируемых моделей.

С другой стороны, в прошлые годы практически половина продаваемых в нашей стране легковушек приобреталась в кредит. Статистики за год 2014 еще придется подождать. Однако уже сейчас ясно: банки заметно повысили ставки по автокредитам и стали более придирчивы к заемщикам. Отчасти причиной тому — кампания Центробанка по «зачистке» отечественного банковского сектора от «слабых звеньев». А также спровоцированные украинскими событиями санкции в отношении некоторых российских кредитных организаций. Поэтому не стоит удивляться, если к концу 2014 года серьезное сужение сектора автокредита станет явным фактом.

 

Бюджет - не бездонный!

Ситуация усугубляется еще и тем, что поддержать автопром правительство России может лишь за счет госбюджета. Большинство прочих искусственных стимулов оно уже применило. Назовем некоторые из них: более 3 млрд. рублей выделено на перевозки автомобилей, произведенных на Дальнем Востоке, в другие регионы страны. Еще на 2,3 млрд. рублей закупят 3500 машин для нужд МВД. Кроме того, госконторам запретили покупать автотехнику, произведенную за рубежом.

В ходе посещения ММАС-2014 глава Минпромторга пообещал, что уже с 1 сентября 2014 года вновь заработает программа утилизации старых авто. Она продлится до 31 декабря. На ее выполнение власти готовы потратить до 10 млрд. рублей, сообщил министр. По его словам, в ее рамках до конца года 2014 планируется продать 170 000 как легковых машин, таки и коммерческих. Впечатляет, если вспомнить прогнозы экспертов по поводу падения рынка на 300 000-400 000 машин в этом году.
Напомним, что прошлая программа утилизации продолжалась около двух лет в 2010-2012 годах. В ее ходе было выдано около 500 000 сертификатов на 50 000 рублевую скидку при покупке нового авто. Больше всего от программы выиграли продавцы наиболее бюджетных моделей машин. Стимулирование спроса на авто с помощью «утилизационных» денег было почти единодушно признано успешным и игроками рынка, и чиновниками.


Поживем - увидим

Первый вице-президент компании «АвтоСпецЦентр» Алексей Тузов прокомментировал «АвтоВзгляду» ситуацию вокруг правительственных мер поддержки авторынка: «Мы не знаем всех параметров правительственной программы. Поэтому пока сложно делать какие-то прогнозы относительно ее перспектив. Если это будет примерно то же, что и раньше – 50 000 рублей при условии утилизации старой машины, – у властей все может получиться. Такая мера в состоянии оказать существенную поддержку сегменту недорогих моделей».

Зарекомендовавшее себя «оружие» примент вновь. Сомнения в его эффективности сеет лишь совершенно иная ситуация с популярностью автокредитов у населения. Да и последствия украинских событий добавляют тумана в финансовое будущее среднестатистического российского покупателя новой машины.