Спрос на автомобили – индикатор состояния экономики страны, но не отдельно взятого сегмента потребительского рынка. Как ни крути, машина – не предмет первой необходимости, от ее наличия или отсутствия качество жизни напрямую не зависит. Именно поэтому первое, что вычеркивается из списка желаний во время кризиса – новый автомобиль. Тем более, что альтернатив на рынке предостаточно: мало того, что можно пару лет перетерпеть, используя старое авто, в природе существует еще и вторичный авторынок… И это еще полбеды. Экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться, так что на месте чиновников Минпромторга на хорошую отдачу я бы не рассчитывал.
Вместе с сообщением о возобновлении федеральной программы, ленты агентств 1 сентября взорвались новостями, связанными с очередным этапом падения национальной валюты: и доллар, и евро обновили свои максимумы, а учитывая, что причиной тому стали лишь угрозы ужесточения санкций со стороны Евросоюза (но не их введение), спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации довольно просто. Во всяком случае, вектор определяется безошибочно, а это значит, что реальных стимулов покупать новые авто у граждан РФ в связи с перезапуском программы утилизации не появилось.
Тем не менее, Минромторг горит желанием освоить 10 миллиардов. Разумеется, все это прикрыто исключительно заботой о родной промышленности. Исходя из сообщения, размещенного на сайте министерства, там всерьез рассчитывают увеличить объем производства новых авто в стране на 170 тысяч автомобилей. До конца календарного года. Правда, опять же непонятно, кто именно и за счет чего их будет покупать.
Напомним, что в прошлый раз она была поддержана еще и федеральной программой льготного кредитования. В этот раз подобных бонусов от властей ждать не приходится. Все надежда на дилеров, но их возможности также не безграничны. Они уже полгода распродают машины с дисконтом, близким к максимальному. Исключение составляют спросовые модели, однако приобрести их, используя сертификат, полученный при утилизации старого авто, будет практически нереально. У кого-то это, возможно, и получится, но массовым это явление точно не будет.
В представительстве компании Ford в России так прокомментировали новую правительственную программу: «Мы уверены, что данная программа поможет поддержать рынок новых автомобилей в России. Мы рады, что теперь в программу включены вся линейка автомобилей Ford. Это означает, что покупатель сможет выбрать любой автомобиль из широкой линейки SUV или легковых автомобилей, оснащенных новыми технологиями».
На всех страждущих банально не хватит ни машин, ни денег. Очереди на наиболее востребованные комплектации тех же Rio, Solaris и Duster до сих пор растягиваются на месяц-полтора. Дополнительная стимуляция спроса приведет к тому, что они вырастут до 2-3 месяцев, причем, довольно быстро, однако сама программа рассчитана на четыре…
Второй момент – дилерские акции. Размер скидки на авто среднего класса сегодня составляет примерно 5-7% номинала. Особо проседающие от кризиса производители дают даже 10-12%. И это безо всяких программ и сертификатов. Проще говоря, последние уже торгуют машинами на пороге себестоимости. И вряд ли устоят перед соблазном компенсировать хотя бы часть уже случившихся потерь.
Мало того, есть серьезная вероятность того, что те, кто уже торгует машинами с дисконтом, превышающим сумму в 50 тысяч рублей, не скорректируют размер скидки до «министерского» уровня. И кто окажется в таком случае в накладе, опять же более чем очевидно.
Тут стоит напомнить об условиях программы. В этот раз ее действие распространяется не только на легковые авто и LCV, но также на грузовики и автобусы, владельцами которых могут быть как физические, так и юридические лица. Размер премии, как и прежде, варьируется в зависимости от типа автомобиля. Для легковых она составляет 50 000 рублей при снятии автомобиля с учета и сдаче его в утилизацию и 40 000 рублей при продаже машины через trade-in. Максимальную же скидку получат владельцы грузовиков и автобусов: 350 000 и 300 000 рублей соответственно. Также по 350 000 получат те, кто сдаст в утиль внедорожник, LCV либо грузовик полной массой от 2,91 до 8,2 тонны и более.
Выглядит все вроде бы довольно стройно. Если бы не еще одно «но». Ограничений по возрасту авто и срокам владения не предусмотрено. И если вопросов относительно первого обстоятельства не возникает, второе предполагает массу возможностей для организации серых и откровенно мошеннических схем, направленных исключительно на «освоение» бюджетных средств.
То же касается и возможности получить скидочный сертификат на покупку машины в trade-in (действие программы распространяется на машины не старше 6 лет). К реальному омоложению автопарка страны это не приведет. К серьезной экономии со стороны новоиспеченного автовладельца, в общем-то, тоже. Однако, если вспомнить, как и каким именно образом такие машины продаются «через» официальных дилеров, вариантов для организации левых схем тут также более чем достаточно.
Иными словами, серьезным инструментом для стимуляции спроса на российском авторынке возобновленная программа утилизации определенно не станет. Зато станет великолепным подспорьем для тех, кто так или иначе, будет иметь отношение к распределению денежных потоков.