В опросе, проведенном сайтом автомобильных объявлений AVITO Авто, приняли участие свыше 33 000 человек. Большая часть респондентов, которая составила 83,8% от общего числа, нуждается в заемных средствах для приобретения машины. При этом 16,2% опрошенных готовы взять в долг всю сумму, необходимую для приобретения автомобиля, а 50,1% — хотя бы часть полной стоимости автомобиля попросить у банка, выплатив оставшиеся средства наличными. 33,7% способны приобрести автомобиль, не обращаясь в банк. Отметим, что сумма, которую в автосалоне «выплачивают наличными», также может подразумевать обычный долг у родственников и друзей.
При приобретении новой машины большое значение для российских потребителей имеет скидка, предоставляемая дилерами, что может оказать значительное влияние на окончательный выбор для 41,4% респондентов, а для 14,7% является решающим фактором. Также важны такие критерии, как наличие дополнительных опций и их стоимость, периодичность и цена регулярного ТО, постпродажная цена на вторичном рынке и затраты на транспортный налог и страховку.
Большая часть опрошенных (76,2%) признались, что хотели бы купить автомобиль более высокого класса, но не имеют достаточных средств для этого. Интересно, кто эти загадочные нестяжательные 23,8%, которые не мечтают перейти к более дорогой и престижной машине.
Выход из грустной ситуации «хочу машину покруче, но денег нет и кредит брать не хочу», судя по всему, — вторичный рынок. Согласно совместному исследованию AVITO Авто и аналитического агентства «Автостат», за первые полгода 2014 года рынок подержанных машин вырос на 12% при том, что спрос на новые автомобили сократился на 9%.
Как раз на вторичном рынке велика доля относительно свежих машин премиальных марок. Ведь, согласно аналитическим данным, обычный срок владения такими машинами как Mercedes-Benz, Audi, BMW или Infiniti меньше среднего показателя в 4,7 года. Дольше всего у водителей задерживаются УАЗ (5,8 года) и LADA (5,5 года), а также Mitsubishi (4,8 года), Honda (4,6 года) и Suzuki (4,6 года). И дилеры активно поддерживают интерес к бывшим в употреблении машинам премиальных марок, которые многие себе могут позволить только подержанными: расширяют возможности трейд-ин, продлевают постгарантийное обслуживание и соблазняют другими выгодными предложениями.
Региональный срез показывает, что наиболее высок покупательский спрос в Москве. За первую половину 2014 года здесь реализовано свыше 15% всех новых машин и более 9% подержанных. В соседнем Подмосковье, предсказуемо занимающем второе место, по итогам полугодия было продано 7,9% новых и 6,5% автомобилей с пробегом. Тройку лидеров замыкает Санкт-Петербург, здесь реализовано 6% новых и 4,8% подержанных машин.
Максимальный всплеск активности на вторичном авторынке по сравнению с аналогичным периодом 2013 года был отмечен в Приморском крае — рост составил 20,9%. На втором месте Свердловская область с увеличением на 18,4%, а замыкает тройку лидеров Ставропольский край, где рынок вырос на 12,3%.
Негативную динамику по сравнению с первой половиной 2013 года показали рынки Кемеровской (-36,7%), Ростовской (-26,6%) и Челябинской областей (-16,5%).