– Насколько высок интерес публики к нынешней выставке? В прошлом году Автосалон посетили чуть более миллиона человек, сколько посетителей Вы ожидаете увидеть на ММАС 2014?
– Посещаемость Автосалона примерно одинакова на протяжении нескольких лет, то есть, около миллиона человек. В 2014 году за первые семь дней работы выставки численность наших гостей немного превысила отметку в 500 000. И мы надеемся установить, скажем так, «посетительский» рекорд.
– Чем нынешний салон отличается от предыдущих?
– Площадь Автосалона увеличилась на 13-15% – до 120 000 квадратных метров. Общее количество залов доведено до восьми, благодаря добавлению еще одного (№12) – с трассой для электромобилей.
Выросло количество участников: два года назад с нами были 46 брендов, а в этот раз – уже 52. Кроме того, значительно расширились площади многих стендов. Впервые в практике Московского автосалона у Mercedes-Benz, BMW и Volkswagen Group есть отдельные, собственные залы!
Знаете, этот Автосалон, наверное, самый красивый из всех, что были раньше. Например, у нас есть уникальная экспозиция ретроавтомобилей, причем некоторые из восстановленных машин – единственные в своем роде и не имеют аналогов в мире.
Мы впервые издали каталог всех продающихся в России автомобилей на русском языке, который предлагаем приобрести за разумную цену.
Еще одно нововведение – особая программа для учащихся. 5 сентября у нас пройдет «День образования». Перед абитуриентами и студентами МАДИ, МАМИ, Бауманского, Строгановского и других профильных вузов выступят представители BMW, Volvo, Volkswagen, КамАЗа и других фирм, которые расскажут, как попасть на работу в автомобильную компанию мирового уровня и построить в ней карьеру.
– Как Вы оцениваете отказ некоторых производителей, в том числе и отечественных, от участия в шоу? Является ли это следствием установленной цены на аренду выставочной площади?
– У нас всего два отказа от участия в выставке. Причины очень индивидуальны. УАЗ долгое время «тянул» с решением об участии. В конце концов, мы продали его привычное место другому автопроизводителю, после чего ульяновцы вроде бы решились, но потом опять передумали. Что касается Volvo, то тут речь вовсе не в стоимости. У них идет смена «базы автомобиля» – они представляют первый автомобиль на новой платформе, премьеру которого необходимо было сделать именно в Швеции. К ММАС 2014 в Volvo просто не успели подготовиться. Мы находимся в очень хороших взаимоотношениях с Volvo и уже ведем переговоры об участии в Автосалоне 2016 года. Что касается арендной стоимости, то, да, в этом году мы – впервые за шесть лет – несколько увеличили цену, что намного ниже официально объявленной за этот период инфляции. И все автопроизводители с пониманием отнеслись к данной ситуации.
– Насколько ММАС прибылен по сравнению с другими выставками?
– Московский автосалон – в первую очередь, имиджевое мероприятие. Конечно, он приносит прибыль, но посудите сами: его проведение занимает в среднем месяц, сюда включены не только дни работы выставки, но и создание стендов, завоз оборудования, техники, прочие нюансы. На другие выставки обычно «уходит» меньше недели. Теоретически, вместо ММАС мы могли бы проводить минимум четыре других проекта, но Автосалон – знаковое для нас мероприятие, ведь мы получили категорию «А» уже с первого года его проведения. С тех пор изменения данного статуса не происходило. К примеру, Женевское мотор-шоу имеет эту же категорию при более чем столетней истории.
– Не высока ли стоимость входного билета, из чего она складывается?
– Цена билета рассчитывается просто: мы берем стоимость входных билетов на ведущие мировые автосалоны и стараемся немного ее снизить. К примеру, в 2010 году билет был дороже. Не сказать, чтобы это сильно отразилось на посещаемости, но наши экспоненты попросили не повышать цену на билет, что мы и сделали в 2012 году. На салоне этого года цены те же: 800 рублей в первые три дня работы выставки и по 600 рублей во все последующие дни. Детский билет стоит 300 рублей. Эту цену мы считаем самой доступной, обеспечивающей любому человеку возможность посетить выставку.
– Почему, несмотря на беспрецедентные меры безопасности, ограничения при аккредитации журналистов, отсутствие пригласительных билетов, в Пресс-день на шоу проникло так много халявщиков, занимавшихся не работой, а «добычей» сувениров?
– Да, «халявщики»… Лучше не скажешь. Честно говоря, я 25 лет занимаюсь выставками и до сих пор не понимаю, как эти люди попадают на Автосалон. В этом году мы старались тщательнее отбирать каждое издание, не поленились проверить все и отмели большое количество «левых» СМИ. К примеру, к нам обращалась одна профильная автомобильная газета из Санкт-Петербурга, мы изучили ее сайт и поняли, что за 10 лет они ни разу не писали про автомобильные салоны, хотя каждый год проходили аккредитацию на них. Таким персонажам мы отказывали. Однако эти ребята, хотя они чаще преклонного возраста, каким-то образом появляются и на Автосалоне, и на других выставках. Их невозможно остановить даже именными приглашениями, запечатанными в стальных конвертах, они как-то просачиваются на все значимые события. Правда, в этом году я видел таких «знакомых лиц» всего человек пять. Это издержки производства, которых не избежать. В этом году, на мой взгляд, «халявщиков» было гораздо меньше.
– Пользуются ли интересом у посетителей стенды китайских автопроизводителей, которых в этот раз как никогда много на выставке? Отказали ли вы кому-то из них в участии?
– Мы открыты для всех автомобильных компаний и никому не отказываем. Тем более сейчас, когда качество китайских машин несравнимо выше, чем в прошлые годы, в этом нет смысла. Более того, мы готовы предоставлять им площади в одних павильонах с европейскими, японскими и американскими брендами. Уже сейчас мы делаем так, исходя из признанности марки на мировом рынке, и дискриминации здесь быть не должно. Что касается покупателей, то они смотрят все, и стенды китайских брендов пользуются не меньшей популярностью, чем остальные.
– Считаете ли Вы, что интерес россиян к мотор-шоу из-за кризисов и последних событий угасает? В 2012 году состоялось 23 мировых премьеры, теперь только 14. Как по-вашему, выставки типа ММАС будут терять актуальность в будущем? Ведь автопроизводители уже проводят премьеры новых моделей в Интернете, а выставка больше похожа на огромную дилерскую деревню.
– Для автопроизводителей смысл этого мероприятия не теряется. Подавляющее большинство брендов стараются делать премьеры на автосалонах, в том числе и на ММАС. Что касается презентаций в Интернете и других закрытых показов – это такие маркетинговые ходы, которые никогда не заменят «живого общения» с автомобилем.
– На прошлых мотор-шоу в Москве автопроизводители устраивали из каждой премьеры шоу с артистами, громкой музыкой и другими невероятными трюками. Сейчас проходило все более спокойно, с чем это связано?
– Я бы назвал ММАС 2014 более интеллигентным автосалоном. Он стал солиднее, что ли. Теперь в компаниях уделяют меньше внимания обнаженным девушкам, и больше стендистам, которые могут донести до посетителя важную информацию о продукте.
– События последних месяцев, связанные со взаимоотношениями с западными странами, как-то повлияли на проведение выставки?
– Пул компаний, принимающих участие в Автосалоне 2014 года, формировался задолго до того, как появились первые разговоры о санкциях. Я с гордостью могу сказать, что эти проблемы никак не отразились ни на участниках, ни на продукции, которая представлена на ММАС 2014. У нас здесь территория мира, который полностью абстрагирован от политических взаимоотношений между странами.
– Вечный вопрос: не добиваетесь ли Вы ежегодного проведения ММАС?
– Конечно, мы вели и периодически ведем переговоры с международным комитетом автопроизводителей (OICA) о проведении ММАС каждый год. Но у нас есть и другие амбиции, это пока своего рода секрет. В следующем году мы собираемся провести «Off-road шоу», где будут представлены производители внедорожной техники. Оно пройдет в те же дни, что и ММАС, и в дальнейшем будет проходить по нечетным годам. До этого мы проводили выставку вездеходов, которая переросла сама себя и была настолько успешна, что мы решили ее «расширить». Уже есть заявки от некоторых фирм, например, от Mitsubishi, с другими – Land Rover, АВТОВАЗ, General Motors – ведутся переговоры. Возможно, мы обратимся в OICA с предложением придать этому мероприятию международный статус. Однако тут есть один важный нюанс: на одну страну OICA аккредитует только две международных автомобильных выставки. В России – это ММАС и выставка коммерческого транспорта. В будущем мы собираемся обратиться за аккредитацией третьего мероприятия, того самого «Off-road шоу». Такого прецедента еще в мире не было, но мы ведь живем в России, где возможно все!
Беседу вел Сергей Белоусов