4781

Спад продаж рынка LCV не превысит 20%

К 2020 году 60% коммерческого автопарка будут составлять отечественные авто и иномарки, собранные в России
За первое полугодие 2014 года падение продаж на рынке легкого коммерческого автотранспорта оказалось значительнее, чем на рынке легковых авто — спад составил 15-18%. Хотя при самом пессимистичном варианте падение продаж до конца года не превысит 20%.
Поделиться

Изображение Спад продаж рынка LCV не превысит 20%

Легкие коммерческие автомобили составляют 7,5%, или 3,75 млн. единиц от общего количества зарегистрированных в стране транспортных средств. При этом автопарк LCV состоит в основном из старых машин: 54,8% — старше 10 лет, 12,8% — 7-10 лет, 19,8% — подержанные транспортные средства 3-7 лет. И только 12,6% парка – новые автомобили в возрасте до 3 лет. Другими словами, парк LCV нуждается в срочном обновлении, что согласитесь, в нынешних реалиях сделать непросто. Но возможно.

Государство настаивает

Законодательные инициативы правительства, такие как переход на требования по экологическому классу двигателя «Евро-4», введение оплаты проезда по федеральным трассам и запрет на въезд грузового транспорта в пределы МКАД в дневное время суток, направлены, в том числе, на обновление коммерческого автопарка. Основными покупателями спецтехники являются представители малого и среднего бизнеса. На фоне снижения темпов роста российской экономики и девальвации рубля, для многих компаний принципиальным фактором является сокращение затрат на логистические перевозки, в том числе и на закупку новой техники. И к 2014 году российский бизнес стал отдавать все большее предпочтение отечественным авто, о чем свидетельствует и сокращение импорта на 22,5% по итогам 2013 года.

А кроме начинающейся рецессии отечественной экономики надо учитывать и введения взаимных санкций России и Запада, затрагивающих импорт. То есть можно прогнозировать дальнейший спад спроса на коммерческий транспорт иностранного производства. Оптимизация затрат на приобретение и техническое обслуживание корпоративных автопарков заставит отечественных бизнесменов искать решение среди российских производителей, в том числе занимающихся промсборкой иномарок. А запрет госструктурам приобретать в корпоративное пользование иномарки может дополнительно стимулировать отечественный автопром. Так, МВД уже привлекло к выполнению госзаказа на обновление своего автопарка ВАЗ и ГАЗ.

Таким образом, по самым смелым прогнозам, к 2020 году 60% коммерческого автопарка страны будут составлять отечественные авто и иномарки, собранные в России, 20% — импортные автомобили премиум-класса и 20% — недорогие ТС иностранной сборки.

И уже сейчас безусловным лидером продаж в сегменте LCV оказалась LADA. За январь-июль 2014 года брендом продано 220 822 транспортных средств. На втором месте KIA – 109 276, на третьем Renault – 111 640. Далее следуют Hyundai – 104 035, Toyota – 89 800, Nissan – 91 484, Volkswagen – 76 363, Chevrolet – 73 749, Škoda – 49 111.

Финансисты помогут

В условиях замедления темпов экономического развития страны автокредитование в сегменте коммерческого транспорта пользуется все меньшим спросом среди корпоративных потребителей. С учетом того, что в начале 2014 года Центробанк отозвал лицензии более чем у 30 банков, уровень доверия к автокредитованию значительно снизился. Спрос на данный вид услуг при покупке коммерческого транспорта также продолжает падать. Это обусловлено высоким первоначальным взносом, достигающим 20-30% от стоимости автомобиля, а также тем, что приобретаемая техника в большинстве случаев должна быть новой. На сегодняшний день автокредитованию чаще отдают предпочтение частные предприниматели и небольшие компании, в штате которых до 50 сотрудников, только начинающие расширение бизнеса.

Наиболее оптимальным способом обновления автопарка является приобретение ТС посредством лизинга. Еще в 2013 году был отмечен рост количества данных сделок в сегменте легкового транспорта на 13,5% грузового – на 33%. При этом необходимо отметить, что около трети от всего портфеля сделок по автолизингу приходится на МСБ. По оптимистичным прогнозам рост данного сегмента по итогам 2014 года достигнет 15%. Эти ожидания обусловлены тем, что обновление коммерческого автопарка происходит каждые 3-5 лет, а в 2010-2011 годах на рынке было зафиксировано значительное увеличение объемов продаж грузового транспорта. Соответственно, к концу 2014 года компании должны начать обновлять транспортный парк, приобретенный в этот период времени. Помимо этого, одной из причин роста популярности автолизинга может стать вступление в силу постановления правительства, согласно которому госструктурам запрещено закупать импортные автомобили и технику иностранного производства.

Алексей Тузов, первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр»