Константинополь не дает покоя русским начиная со времен древних славян и киевских князей. В новом тысячелетии место воинственных покорителей Царьграда заняли бизнесмены из компании «Базовый Элемент», владеющей Горьковским автозаводом. С выхода на турецкий рынок продукции этого предприятия для «Группы ГАЗ» начинается экспансия в Европу.
Именно о таком будущем для «Газели» и говорил Бу Андерсен, когда в 2013 году на заснеженном нижегородском кольце представлял первые серийные модели автомобиля, который будет продолжать дело великой труженицы «Газели» — «ГАЗель NEXT». Тогда, среди планов и цифр прозвучало достаточно сенсационное заявление «варяга» о том, что вслед за Россией этот коммерческий автомобиль должен начать экспансию ГАЗа на рынки Южной и Восточной Европы. В качестве главного аргумента за то, что избалованный европейский потребитель должен будет обратить свой взор на русское авто, Андерсон тогда ответил, что даже в Европе велика потребность в машине простой, надежной, универсальной, дешевой в содержании и ремонтопрригодной. А «Газель NEXT» именно такова, и уже тогда первые километры на «Нижегородском кольце» показали, что по комфорту детище нижегородцев практически не уступает зарубежным аналогам.
Экспансии на внешние рынки пришлось ждать недолго. Сегодня под Стамбулом состоялась официальная церемония старта производства и продаж «Газель NEXT» стандарта «Евро-5» в Турции. Строго говоря, неофициально россиянку представили Стамбулу еще накануне, когда во время фотосессии наша вишневая «Газель NEXT» выкатилась на площадь перед собором Св. Софии.
Пока бортовая «Газель NEXT» позировала фотографам, в 120 километрах от Стамбула на небольшом заводике Mersa Otomotiv турецкие рабочие и несколько их российских коллег уже собирали первую партию серийных «Газель NEXT» экологического стандарта «Евро-5». Сборка ведется крупноузловым способом и пока в очень небольших количествах — всего пять автомобилей в смену. Впрочем, как утверждают газовцы и их турецкие партнеры, при необходимости предприятие может заработать на полную мощность и выдавать свыше 3000 машин в год.
«Турецкая» версия «Газель NEXT» оснащается турбодизелем Cummins —бензиновые варианты на этом рынке предлагаться не будут из-за их очень высокой цены на бензин в стране. В остальном же автомобиль полностью аналогичен своей российской версии. Другое отличие — выполнение требований стандарта «Евро-5» и иные калибровки двигателя, выполненные для большего удобства эксплуатации в местных условиях (как пояснил нам глава ГАЗ Вадим Сорокин, российские клиенты в регионах с аналогичным рельефом также могут перепрограммировать двигатель во время очередного ТО). Для выполнения этого условия сертификационные испытания машины пришлось вести не только в России, но и на полигонах европейской технической службы AТ IDIADA.
Согласно планам «Группы ГАЗ», вслед за Турцией их машины должны проникнуть в другие страны Центральной и Южной Европы, причем это будет не только «Газель NEXT», но и новые продукты. Как ранее заявил глава наблюдательного совета компании «Базовый Элемент», которой принадлежит «Группа ГАЗ», Олег Дерипаска, «сегодня у «Группы ГАЗ» есть современные продукты, которые могут успешно конкурировать на рынках Европы и других зарубежных стран. Компания вкладывает в развитие линейки легких и среднетонажных автомобилей NEXT около 12 млрд. рублей, все разработки ведутся, в том числе, с учетом требований зарубежных рынков». Каких именно? По словам господина Сорокина, европейский покупатель интересен компании прежде всего, как customer voice – мнение европейцев позволит дорабатывать автомобиль, приспосабливая его под вкусы и требования более взыскательных клиентов. А вот по части объемов продаж наиболее перспективными смотрятся все-таки Азия и Латинская Америка. Next мог бы очень неплохо выступить во Вьетнаме, помочь нам вернуться на Кубу и развить нынешний успех в Египте.
Правда, тут возникает вопрос, а не сведет ли на нет планы нижегородцев бурно развивающийся китайский автопром, чьи легкие коммерческие автомобили популярны и на перечисленных рынках, и в России? Глава ГАЗа уверен, что ни коим образом:
— Китайцев мы вообще не расматриваем в качестве конкурентов. Наши клиенты возят на своих машинах грузы весом за 1 тонну, и один «китаец» в этом классе не выдержит такой эксплуатации. К тому же для клиента в Южной Европе, Азии и Латинской Америке Next отлично подходит, благодаря модульности конструкции. Опять же вход на эти рынки нам облегчает большой — за 40% — потенциал локализации, влекущей и создание значительного числа рабочих мест, и удешевление производства…
…И, может быть, это звучит самонадеянно, но ислючительный успех «Газели» в России позволяет предположить, что шансы «Газель NEXT», завоевать уважение у европейцев и любовь азиатов, которым нужен настоящий рабочий грузовичок, весьма неплохие — уж что-что, а трудиться «Газель» умеет.