Чтобы ездить, машины ежесекундно пожирают бесконечное количество топлива. Революционный ДВС, работающий на бензине, оттеснил на задний план более ранние варианты на паровом ходу или различных смесях и более поздние электромобили, не встретившие коммерческого успеха в начале ХХ века. И с того времени автопроизводители живут в состоянии постоянного стресса, соревнуясь в скорости, дизайне, объемах производства и продаж. А во второй половине прошлого века список дополнили еще и экономичностью.
Особенно актуальным вопрос снижения расхода топлива встал в 1970-х, после нефтяного кризиса, когда цены на «черное золото» поднялись в четыре раза — с трех долларов за баррель до двенадцати. Энергетический кризис вскрыл зависимость современного мира от нефти, в частности — зависимость автомобильной промышленности от объемов добычи нефти и ценового позиционирования бензина и солярки.
Автопроизводители вкладывают миллиарды денежных единиц в различных национальных валютах в работу над снижением расхода топлива своих машин. Ведь каждая деталь автомобиля, начиная от его внешнего вида и заканчивая сложной электроникой и шасси, играет роль в том, сколько литров топлива превратятся в СО2 во время движения.
Очертания кузова машины определяют его аэродинамику, и, как следствие, расход топлива. Но есть вещи, которые невозможно изменить: сопротивление «джипа» с «мордой кирпичом» будет заметно больше, чем у зализанного седана. Но кое-какие параметры подрихтовать всегда можно: более гладкое днище, обтекатели, спойлеры у колесных арок, в ход идут даже закрывающиеся на определенной скорости заслонки в решетке радиатора.
Огромное значение имеет и масса. Но не во всех сегментах возможно использование легковесного карбона или даже алюминия. Однако сбросить вес можно даже за счет электропроводки — тут полкилограмма, тут еще два, и на выходе получается небольшая, но все-таки экономия.
Есть и более технологичные пути решения проблемы. Например, отключаемые без нагрузки цилиндры или отключаемый же (при движении по прямой) усилитель руля. Кроме того, многие внедрили различные Eco-режимы, меняющие настройки силового агрегата и акселератора. По сути, они не позволяют водителю резко ускоряться.
Многие из них вспомнили про повышение степени сжатия, про движение накатом, почти все используют системы типа start/stop, рекуперацию энергии торможения, топливосберегающие трансмиссии и круиз-контроли с различной степенью самостоятельности, которые в отличие от человеческой ноги «жмут» на газ оптимально. Влияют даже шины — чем ниже их сопротивление качению, тем меньше энергозатраты. Да что там, светодиодные лампы в фарах способы сыграть свою роль в показателях.
Только вот красивые цифры в таблице технических характеристик той или иной машины крайне далеки от действительности. Реальные показатели оказываются гораздо выше заявленных. Объективных причин тому масса: начиная с климата и заканчивая рельефом дороги. Движение в городе и даже работающие кондиционер и радио существенно влияют на все эти цифры. Сказывается и манера езды. Причем, совсем не обязательно водитель должен быть агрессивным – неумелое, дерганное вождение опустошают бензобак не менее быстро, чем резкие старты и торможения «в пол». Таким образом, механическая коробка в руках неопытного или невнимательного водителя может оказаться прожорливее «автомата».
Даже дорогие и очень дорогие гибридные автомобили хотя и способны ездить только на электротяге, все равно в среднем потребляют больше, чем обещано производителем.
Ночные кошмары автомобильных боссов усугубляют постановления государственных властей, вводящих все более строгие экологические стандарты, несоблюдение которы ведет к экономическим санкциям. В частности, средний показатель по выбросам СО2 и потреблению толпива высчитывается по всему модельному ряду. Чтобы обойти эту норму и приукрасить реальную картину, производители часто хитрят, выпуская заведомо неспросовые экологически-чистые авто, способными наглядно демонстрировать (с помощью анимации на центральном дисплее или на мониторе панели приборов) немногочисленным пользователям, как сильно они позаботились о природе, в конкретной поездке.
Эволюция с ее благими энергосберегающими целями способна разжигать аппетиты автомобилей и автомобилистов. И много-много литров требует скорость. LADA 4x4 с ее древним 1,7-литровым мотором, которая набирает 100 км/ч почти 20 бесконечных секунд, прожорлива, но не так, как Bugatti Veyron, который на своей максимальной скорости в 400 с лишним км/ч поедает десятки литров в секунду.
И все же постоянная оптимизация, а также введение первого экологического стандарта «Евро-1» в 1992 году, расход топлива у машин действительно в основном снижает. Возьмем один из самых популярных автомобилей в мире — Toyota Corolla. Четвертое поколение этой машины как раз появилось в 1979 году, в разгар нефтяного кризиса, и пришлась очень кстати со своим средним расходом топлива 8,1 литра на 100 километров — не за счет этого ли в основном был обеспечен ее успех? Следующее поколение вышло в 1984 году с прописанными в паспорте 7,3 литра; десятое, появившееся в 2006, обещало уже 6,9 литра, а нынешнее поколение по паспорту в смешанном цикле потребляет 5,6 литра на 100 километров.
Роскошный представительский седан от Mercedes-Benz появился в том же 1979 году и стал успешным, пожалуй, вопреки энергетической панике. На серьезную диету S-Class сел скорее в связи с введением экологических евро-норм — с начала 2000-х каждое новое поколение модели оказывается еще экономичнее, хотя динамические показатели улучшаются.
Однако залезаем ли мы на АЗС в кошелек реже? Вряд ли. Бензина нужно меньше, но цены на него увеличиваются постоянно. И помимо объективных причин (например, инфляции, колебания курсов валют и удорожании производства топлива более высокого экологического класса) есть и другие факторы.
Например, в нефтедобывающей России в цену бензина заложен налог на добычу полезных ископаемых, достигающий 60-70% его стоимости, причем в 2014 году больше всего повысились акцизы на топливо самого высокого качества. В ряде европейских стран есть налоги на вредные выбросы автомобиля, что также удорожает его эксплуатацию. А в Венесуэле, которая также является одним из крупнейших экспортеров нефти, стоимость топлива одна из самых низких в мире — по цене литра бензина в России в этой стране можно залить полный бак и еще останется на чашечку кофе с пончиком.
Повышаются цены на заправках и в США, которые привыкли без оглядки наслаждаться прожорливыми большими джипами и масл-карами — и это сразу сказывается на продажах типично американских машин. На первых ролях в большинстве штатов США уже давно находятся авто с компактными и экономичными моторами.