Среднестатистический россиянин свято верит, что Россия под мудрым руководством известно какой партии, правительства и президента лично несется к светлому будущему семимильными шагами. А отсутствие достойно оплачиваемой работы в заросшем грязью родном городе (да и работы вообще), разбитые дороги, хромающие на обе ноги медицина и образование, тотальная коррупция, — лишь трудности переходного периода. Москвичи на этом фоне невыгодно, с точки зрения властей, отличаются от основной массы электората. Разжиревшие на хороших зарплатах, праздно шатающиеся в поисках многочисленных развлечений по чистеньким и уютным улочкам и проспектам, все еще обеспеченные неплохими поликлиниками, школами и детсадами, они вечно сомневаются в правильности выбранного курса и их протестные настроения заставляют истеблишмент нервничать перед каждыми выборами любого уровня. И, как мне кажется, совершенно напрасно. Столичный житель нынче столь же ленив, аморфен и недальновиден, как и провинциальный. И на избирательном участке всегда проголосует как надо, даже если персоны, за которые он отдает свой голос, регулярно и цинично его обманывают. Да что там обманывают — врут самым наглым образом.
И характерный тому пример — транспортная политика столичных чиновников, главная цель которой — не сделать передвижение по Первопрестольной комфортным и безопасным, а в ущерб интересам граждан извести личные автомобили как класс, ведь только таким способом можно справиться с пресловутыми пробками. А ведь искоренить их постлужковская администрация не просто поставила себе первоочередной задачей, но и клятвенно обещала первому лицу страны. И в ход пошли выделенные полосы, камеры видеофиксации и, как апофеоз борьбы с заторами, платные парковки. Но ни одна из предложенных мер на столичный трафик не повлияла.
По выделенкам, снизившим скорость потоков на 10-20 процентов, ездят полупустые автобусы, во многих местах, к тому же, вынужденные наравне с другими транспортными средствами стоять в пробках. Комплексы фиксации правонарушений не снизили аварийности, но натыканные в самых неожиданных точках, не являющихся, как правило, очагами ДТП, исправно пополняют казну (нередко к тому же ошибаясь в определении нарушителя). А уж эпопея с платными парковками и вовсе вышла за границы добра, зла и здравого смысла.
Внедряя этот институт в нашу автомобильную жизнь, Департамент транспорта столичного правительства изначально ставил своей задачей взимать деньги за парковку в любой точке города — от Кремля до МКАД, причем не только за стоянку на улично-дорожной сети, но и во дворах. Но сделать это одним постановлением было бы смерти подобно — более 4,5 столичных автовладельцев (а с членами их семей — считай, весь городское население) запротестовали бы столь шумно, что все вместе взятые «болотные» выступления показались легкой шалостью.
И хвост собаке решили отрезать не сразу, а по позвонку. Сперва в зону платной парковки включили с десяток улиц внутри Бульварного кольца. В порядке эксперимента, который, разумеется, был признан удачным. Аборигены, правда, забузили, поскольку о них и их машинах в пылу борьбы с заторами в районе Красной, Старой и других главных площадей как-то забыли, но основная масса москвичей промолчала — все-таки сюда ездят немногие. К тому же массе этой клятвенно пообещали, что дальше бульваров зона платной парковки не шагнет. И точно — не шагнула. До самых мэрских выборов. А затем — бац! — живенько распространилась до границ Садового. Цинизм ситуации в том, что, как уже писали «МК» и портал «АвтоВзгляд», решение об этом было принято за долго до дня голосования. Столичный автовладелец закряхтел, в редакции посыпались письма обманутых в лучших ожиданиях избирателей, но девятый вал возмущения так и не накатил. Во-первых, и до Садового добирается далеко не каждый житель Бирюлева и Тушино. И, во-вторых, пилюля тут же была подслащена теперь уже совсем-совсем клятвенными заверениями, что на этом сбор денег за воздух прекратиться. Ваш-то корреспондент в это не поверил, сделав смелый прогноз, что уже очень скоро платить за стоянку придется и в пределах ТТК. А вот остальные москвичи, вроде бы априори не доверяющие властным обещаниям, купились и на этот раз — массовых протестов против превращения построенных на деньги налогоплательщиков дорог в кормушку для чиновников вновь не последовало.
В итоге с 25 декабря бесплатно припарковаться в пределах Третьего транспортного будет нельзя практически нигде — на днях мэрия обнародовала список 405 улиц между Садовым и ТТК (в дополнении к тем 153, где дармовая парковка уже ликвидирована), на которых появятся соответствующие знаки. Дептранс, понятное дело, заявил, что «новая зона муниципальных стоянок включит наиболее загруженные участки города, в том числе, возле торговых комплексов, станций метро и железнодорожных станций, а также вокруг парков и бизнес центров». Однако даже невнимательный взгляд на перечень «опаркованных» улиц говорит, что большинство из них под перечисленные требования не подходят ни коим образом. При этом уже сейчас руководители Департамента заявляют о необходимости повышения тарифа во вновь образованной парковочной зоне с 40 до 60-80 рублей, как в центре мегаполиса. Якобы по просьбам жителей, выраженных ими через муниципальных депутатов. Последние, правда, в большинстве своем странным образом против и роста цен, и собственно платной парковки на опекаемых ими территориях.
И пока москвичи продолжают верить уже не единожды, как мы видим, совравшим городским администраторам, ситуация с платными парковками будет развиваться следующим образом. Уже в будущем году они наверняка дотянутся до Четвертого транспортного кольца, а там и до МКАД не далеко. При этом платными станут и дворы, и другие придомовые территории. Не даром же глава Дептранса Максим Ликсутов не так давно (хотя за язык его никто не тянул и провокационных вопросов не задавал) на своей страничке в Facebook пообещал, что «платной парковки во дворах жилых домов не будет — я заявлял об этом уже не раз». А чего ж не заявлять, если пипл хавает…