Властям принялись судорожно снижать экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, дабы сделать их более конкурентоспособными. Мировые цены на нефть ведь падают: сегодня они опустились до уровня 2010 года – $83 за баррель. Чтобы нашу нефть и продукты ее переработки продолжали покупать, Минфин объявил о снижении пошлин.
Уже с начала ноября для нефти она составит 316,7 $/тонн, что на $28 меньше чем сейчас – примерно на 8%. Пошлина на бензин и дизтопливо снизится также на 8% – до 285 $/тонн и 205,8 $/тонн соответственно.
Топливные эксперты все объяснят!
Для рядового автовладельца это означает одно: еще больший рост цен на заправках. Снижение пошлины на экспортный бензин означает, что нефтяникам станет еще выгодней продавать его не внутри России, а за рубежом. Это теоретически. А на практике будет разыгран стандартный сценарий. В начале ноября, когда ценники на АЗС начнут ползти вверх даже быстрей, чем это происходило в последние месяцы, на сцену выйдут «эксперты топливного рынка». С умным видом они через СМИ объяснят: поскольку нефтяным монополистам выгодней гнать бензин за рубеж, на внутреннем рынке образовался дефицит. И покрыть его можно лишь подняв цены на заправках. Да цены и так постоянно растут, но это как бы не считается: это мы как бы на инфляцию спишем. А теперь еще и экспортная причина очень удачно нарисовалась! Так что, платите, господа автовладельцы, и не жужжите, как говорится.
Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что снижение экспортных пошлин на моторное топливо не оказывают вообще никакого реального влияния на внутрироссийские розничные цены. Просто потому, что в данный момент заметных объемов экспортируемого бензина не наблюдается. Настоящая проблема, по его словам, в том, что сейчас на внутреннем рынке России существует серьезнейший дефицит бензина. Он вызван текущими ремонтными работами на ряде нефтеперерабатывающих заводов страны и недостаточностью запасов топлива.
Самый смех ситуации заключается в том, что уже сейчас можно прикинуть стоимость бензина перед новым годом. Для этого совершенно не нужно быть экономистом. Все просто. Топ-менеджмент нефтяных монополистов, устанавливающий розничные цены привыкли иметь дело с цифрами и бухгалтерией – так, чтобы «все сходилось по бумагам». И логика будет примерно следующая: экспортная пошлина снижена на 8%, – значит внутренние розничные цены нужно поднять на те же 8%. А лучше на 9 или 10% – с учетом инфляции и «падения рубля»! То есть, к Новому году мы, скорее всего, будем иметь 95-й бензин по цене 39-40 рублей за литр.
Баррель рубль не бережет!
Заметим, что за последние три месяца курс рубля упал примерно на 20%. Ровно на столько же, насколько подешевела нефть на мировом рынке. То есть, рублевые доходы нефтяников от экспорта за это время практически не изменились. А внутрироссийскую инфляцию замечательным образом компенсируют неуклонно растущие розничные цены. Не даром каждую неделю статистика констатирует повышение среднероссийских цен на АЗС примерно на 10 копеек.
Таким образом, и доходы российских нефтяников, и объем налоговых поступлений от их бизнеса в российский бюджет остается примерно на том же уровне, что и обычно. В рублевом исчислении, разумеется. То есть, пенсиям стариков и зарплаты голодающим российским чиновникам остаются в безопасности. Получается, что снижение пошлин на экспорт топлива приведет к резкому росту цен и увеличению доходов бюджета. Ведь от стоимости каждого литра розничного бензина примерно 65% идет в пользу государства в виде налогов и акцизов.
Белорусский опыт
Может, и правда, нужно сделать как коллеги по таможенному союзу из Белоруссии? Месяц назад тамошний госконцерн «Белнефтехим» объявил, что отныне литр АИ-92-К5-Евро будет стоить в рознице 1$. По курсу в местных рублях, конечно. И его цена теперь меняется исключительно в зависимости от курса национальной валюты. Соответствующим образом «плавают» цены на прочие виды моторного топлива. У нас, в принципе, всегда литр 95-ого стоил чуть меньше доллара. Можно просто установить это положение вещей законодательно и больше, как говорится, не мучиться. Правда, после этого события могучая кучка отечественных «экспертов топливного рынка» останется без работы.