И приводят страшную статистику, что, мол, на сегодняшний день из 11 000 российских автошкол лицензию на работу получили только 300. А остальные, благодаря новым программам обучения водителей, включающими и жесткие требования к педагогическому составу, материально-технической базе, попросту готовятся уйти с рынка. При этом противники обучения по новым правилам забывают сказать, что уже сейчас более 3000 этих образовательных организаций уже подали необходимые бумаги для получения возможности работать, и их число увеличивается с каждым днем. И по самым мрачным прогнозам, в небытие уйдет не более 15-20 процентов автошкол. Но это будут как раз те заведения, что привыкли работать по «серым» схемам: со сдачей экзамена экстерном через «своих» гаишников; с демпинговыми ценами за обучение, когда курсант мог прослушать четыре-пять лекций, накатать два-три часа и получить вожделенное свидетельство об окончании «школы». Кстати, работают «серые» и сейчас, несмотря на то, что уже с 12 августа не имеют на это права.
Схема проста: завлекая граждан относительно низкими ценами, они продают не полноценное обучение, а оказывают консультационные услуги! Заявляя при этом, что в связи с переходом на новые программы так, якобы, работают все. При этом забывают сказать, что после таких «консультаций» экзамены в ГИБДД людям не сдать априори.
…Несколько лет назад на моем первом практическом уроке по вождению инструктор показал, как открывать капот, на втором грыз семечки и не замечал сбитых конусов, а на третьем мы вне расписания поехали в город, так как площадка была арендована другой автошколой. В общем, теория — единственное, что показалось мне в автошколе сезона-2006 адекватным, ведь ПДД можно было учить и дома. Поэтому любые реформы системы подготовки водителей в России — это хорошо. И те псевдо-представители профессионального сообщества, что выступают против них — просто пытаются спасти свой бизнес.
Вот, скажем, одно из самых простых требований к автошколам — наличие собственного сайта, на котором потребителю должна быть представлена доскональная информация о заведении — смета обучения, число обучающихся и получивших «права», число точек обучения и преподавательский состав поименно и многое другое. Но полнейшая информационная открытость — для «серых», как кость в горле, ведь им нечего рассказать о себе потенциальным клиентам.
Пару месяцев назад на одной из пресс-конференций, устроенных противниками реформ, ваш корреспондент поинтересовалась у председателя правления НП «Гильдия автошкол» и директора Центральной автошколы Сергея Лобарева о «консультационных услугах», предоставляемых, в том числе, и его структурой. И вот что услышала:
— У нас занимаются двухмесячными группами по программам. А то, о чем говорите вы, четыре-шесть лекций – это, видимо, консультация по правилам дорожного движения, оказание гражданам юридической помощи – как застраховать свой автомобиль, продать, купить, это не имеет никакого отношения к подготовке водителей. Нужно смотреть при подписании договора. Как после консультаций готовят в партнерских автошколах – это их ответственность, но мы готовы принимать жалобы и оказывать помощь...
Что тут можно сказать! Парадоксальная ситуация: учебная организация именует себя автошколой, размещает на сайте лицензию, а вместо обучения в соответствии с лицензионными требованиями и выполнения программ обучения проводит короткие курсы под видом консультаций, после которых учащиеся не могут обратиться в ГАИ для сдачи экзаменов, потому что после таких курсов свидетельство об окончании автошколы не выдается, а сдача экзаменов экстерном запрещена. Тогда возникает вопрос: откуда все слушатели данной автошколы берут эти самые свидетельства? Вот вам и «серая» схема в действии!
Но больше всего руководителей ряда московских автошкол волнует пресловутый автодром площадью не менее 0,24 га. Потому что таких площадок у них нет. Правда, учеников это беспокоит в последнюю очередь. И в шуме многочисленных споров и осуждений, озвученных НП «Гильдия автошкол», очевидно, что бороться они собираются не за изменение программы, а за сохранение своего бизнеса.
Причины опасаться есть — у так называемых портфельных автошкол, которые обладают необходимой учебно-материальной базой только на бумаге. Поэтому председатель НПО «Ассоциация автошкол Москвы» Елена Зайцева красноречиво доказывает, что закрытые площадки автошколам не нужны, ведь на них преподается базис, «умение трогаться», а аварии происходят не на парковке, а на высокой скорости. По ее словам, это требование приведет к разорению 90% московских автошкол, так как землю площадью 0,24 га получить очень сложно, а в регионах и вовсе закроются все подготовительные заведения, ведь асфальтированные площадки не всегда есть даже в отделениях ГИБДД, где принимают экзамены. Проблема с землей для учебных площадок действительно есть, да только псевдо-эксперты не пытаются ее решить – они на ней спекулируют.
Между тем, ряд автошкол с площадками уже без проблем получили добро от ГИБДД. Из-за этого противники реформы прочат монополизацию рынка, значительный рост цен на обучение и появление годовалых очередей для обучения на права. Сторонники же реформы утверждают, что плата за обучения должна соответствовать его качеству и не может составлять 6000 рублей. Недобросовестные же игроки, демпингующие за счет невыполнения учебных программ, злоупотребляющие сомнительными лекциями, после которых отправляют за покупкой свидетельства в другие автошколы, должны уйти с рынка. Не говоря уже об учебных заведениях, просто выдающих «справки».
Главная беда «серых» автошкол в том, что теперь ГИБДД может проверить соответствие учебного заведения четким требованиям. И чтобы защититься, представители таких автошкол даже неверно интерпретируют новые положения. Например, разработчиков реформы упрекают в том, что лоббировались интересы производителей аппаратно-программного комплекса тестирования и развития психофизиологических качеств водителя и тренажеров – мол, это придумано для коммерческой выгоды таких компаний, а школы будут разоряться от их обязательной закупки. Однако в законе говорится, что необходимость наличия этих систем «определяется автошколой, в качестве тренажера можно использовать учебное транспортное средство».
«Забыли» «серые» и о том, что новые программы позволяют проводить занятия в темное время суток и в условиях плохой видимости, чего как раз требовали эксперты. И ненароком обвинили в сокращении количества часов практики, хотя на деле оно увеличилось, так как вместо академического часа в 40-50 минут утвержден 60-минутный астрономический. Хотя в свое время «Ассоциация автошкол Москвы», где председательствует красноречивая госпожа Зайцева, предлагала даже снизить число часов практической езды! А что касается обучения на автостраде, то в Минообрнаке подчеркивает: автошколы могут разработать и включить сложные участки в программу обучения, самостоятельно разработав соответствующие маршруты, появилась даже возможность обучиться езде с прицепом – но ведь для этого автошколам придется покупать еще и прицеп.
Кстати, «серые» находят проблему даже в повышении стоимости бланков, необходимых для предоставления в ГИБДД. В общем, речь в основном идет о вложениях в бизнес, а не о безопасности дорожного движения, что вскрывает действительные мотивы беспокойных автошкол.
Между тем, никакого коллапса в этом сегменте рынка не видит и ГИБДД. По словам представителей ведомства, «переаттестация» автошкол идет нормальными темпами, а некоторая заминка, возникшая на первом этапе, вполне объяснима: и директора автошкол, и сотрудники автоинспекции разбирались с новыми положениям, отрабатывали взаимодействие.
Остается добавить, что добросовестные автошколы, конечно, должны получать все разрешительные документы без проволочек и начинать готовить по новым правилам.
Р.S. Когда материал был готов к публикации, стало известно, что в Правительстве прорабатывается вопрос об оказании содействия автошколам по выделению земель и снижении налоговых ставок на них.