Санкции санкциями, кризис кризисом, а российские инвесторы тем временем решают судьбы европейских предприятий. Так, например, в сентябре был распущен чешский хоккейный клуб «Лев» - «Газпром», сделав команду одной из самых успешных, просто прекратил финансирование в связи с политической обстановкой. А вот олигарх Виктор Харитонин, напротив, решил вложиться в легендарную гоночную трассу, по которой определяют параметры быстрейших машин в мире. Европейцы не смогли поддержать финансирование.
Виктор Харитонин является совладельцем и председателем совета директоров фармацевтической компании «Фармстандарт», в которой ему принадлежит 38%. Forbes оценивает состояние Харитонина в один миллиард долларов, олигарх занимает 56-ое место в списке ста самых богатых людей России. Доселе в каких-то спортивных или автоспортивных амбициях бизнесмен замечен не был, но, впрочем, в этом году принял участие в итальянской гонке на выносливость для ретрокаров Mille Miglia за рулем Mercedes-Benz 500K 1935 года.
Гоночная трасса Нюрбургринг принадлежит правительству земли Райнланд-Пфальц. «Кольцо» арендовала фирма Nuerburgring Automotive GmbH (NAG) – после ее банкротства внешним управляющим была назначена компания KPMG. В марте компания по выпуску запчастей для автоспортивных команд Capricorn объявила о выкупе убыточной трассы, для чего глава фирмы Робертино Вильд создал дочернюю компанию Capricorn Nürburgring Besitzgesellschaft.
Сумма сделки составила 100 миллионов евро, однако Вильд смог выплатить только 23 миллиона евро. Признав, что не потянул приобретение легендарного трека, Вильд отказался от сделки. Харитонин одним махом покрыл недостающую часть суммы, то есть 77 миллионов евро, которую нужно было выплачивать в течение всего 2015 года. Таким образом, российский бизнесмен получил контрольный пакет акций, выкупив две трети акций Capricorn.
Ограничится эта сделка капризом или серьезными реформами, пока неизвестно. Нюрбургское «кольцо» в настоящее время – убыточная трасса, на которой висит множество долгов. Для изменения ситуации необходимы инвестиции и нововведения. И судя по общей российской стратегии в области автоспорта, есть на что рассчитывать.
Приобретение Нюрбургринга русскими отлично вписывается в последние автоспортивные амбиции общеполитического масштаба. Только что завершился первый в истории российский этап «Формулы-1», на проведение которой было потрачено 1,2 миллиарда рублей. Также автодром Moscow Raceway в Подмосковье в октябре получил лицензию Международной автомобильной федерации (FIA) на проведение этапов Королевских гонок, став второй «формульной» трассой в России. В 2015 году под Волоколамском также пройдут этапы чемпионатов WTCC и DTM. Российский юный гонщик Даниил Квят в следующем году перейдет в одну из самых успешных команд «Формулы» – Red Bull Racing, сменив чемпиона мира Себастьяна Феттеля.