Если раньше АВТОВАЗ мог побаловать отечественных потребителей только седанами, хэтчбеками и единственным внедорожником, то сегодня модельный ряд стал намного богаче. И дороже: по цене «классики» сегодня машину, даже под маркой LADA, не купишь. Зато среди наших автомобилей теперь тоже есть городские хэтчбеки с «автоматами», внедорожник с кондиционером и универсалы повышенной проходимости.
Осень 2014 года оказалась для АВТОВАЗа плодовитой. Начались продажи LADA Priora с роботизированной трансмиссией с одним сцеплением — эта модель будет выпускаться до 2018 года. Такие коробки, конечно, так себе: передачи переключают дергано и с задержками, при старте в горку откатываются назад, зато дешевы — Priora с двумя педалями всего тысяч на 20 дороже «механики».
Неплохую тактику АВТОВАЗ подсмотрел у Skoda и других «фольксвагеновских» марок — универсалы повышенной проходимости. За основу берется обычный универсал, получает приставку Scout, Allroad или Alltrack и попутно неокрашенные пластиковые обвесы, здоровые колеса и увеличенный клиренс, другие пружины и амортизаторы, а, возможно, и полный привод. LADA Kalina Cross и LADA Largus Cross обошлись без полного привода, но остальные параметры внедорожных универсалов приобрели.
Электрические LADA Ellada катаются в демонстративных пробегах по России, а завод рапортует о завершении разработки гибридной версии LADA Granta, которая, впрочем, вряд ли пригодится российскому рынку.
В 2016 году ожидается главная гордость Тольятти — поистине глобальная модель LADA Vesta, сделанная с оглядкой на Европу. Шпионские фотографии тестовых испытаний прототипа были сделаны в Италии, платформа Renault-Nissan соседствует с силовыми агрегатами АВТОВАЗа, глава завода Бу Андерссон красочно расписывает соответствие новинки экологическим требованиям «Евро-6» и стоимость машины от 8000 евро, автор дизайна — швед Стив Маттин, когда-то работавший на Volvo…
В 2016 году появятся и компактные кроссоверы, на которые сейчас особый спрос. Технически они будут идентичны Renault Sandero и Renault Duster, но получат внешность в стиле концепта X-Ray.
Раз так хорошо идут дела, то АВТОВАЗу не помешало бы подумать о других новых моделях. Мы даже готовы подсказать, каких автомобилей бюджетного бренда не хватает российским потребителям.
LADA-пикап
Партнерские проекты — очень удобная схема для автоконцернов. Раз уже Renault-Nissan вместе с Datsun и LADA создают клоны под разными шильдиками, то ничего не мешает сделать дубликаты всех моделей — с разной внешностью, различным уровнем оснащения и, соответственно, ценовым позиционированием. У Renault-Nissan есть несколько заготовок под пикапы, которые могут пригодиться АВТОВАЗу.
Во-первых, можно воспользоваться платформой пикапа на базе Dacia Logan MCV — эта модель продается у нас как LADA Largus. В Европе пикап Dacia не пошел, и продажи в 2012 году были остановлены. Но платформа осталась.
Второй вариант — пикап на базе кроссовера Dacia Duster, который под маркой Renault в России раскупают на ура, автомобиль стабильно занимает первые строчки рейтингов продаж. В сельской местности дешевый пикап LADA бы оценили.
LADA-купе
У марки были и есть сейчас автомобили с приставкой Coupe — например, нынешняя Priora Coupe. Но эта наивная маркетинговая хитрость все же не может выдать обычный двухдверный хэтчбек за двухдвеное купе со спортивным характером.
А почему бы АВТОВАЗу не сделать купе? Доступное, простое, но все же молодежное и яркое? Те, кто сейчас тюнингует старые «девятки» или новые Priora в сельских гаражах, с восторгом бы мечтали о купешке.
Подобную мечту пытался как-то воплотить Таганрогский автозавод, который никак не может выбраться из болота банкротства. Купе Aquilla за 400 000 рублей даже показывали публике, но до автосалонов оно так и не добралось. У ТагАЗа было немало таких громких премьер без продолжения – вспомнить хотя бы седан С10…
Но у АВТОВАЗа мощная поддержка, так что можно разработать такую модель и для имиджа, например, на базе Kalina или Granta, и «пришлпить» нос в стиле X-Ray. Это было бы намного эффектнее, чем гибридная Granta.
LADA-кабриолет
А если есть купе, то недалеко и до кабриолета. С жесткой крышей бюджетный кабриолет, конечно, делать не стоит. А с тканевой крышей, складывающейся вручную в багажник или «в гараж» – почему бы и нет? пусть это будет дешевый «кабрик» только на лето. С «вазовской» проходимостью на нем по колдобинам можно будет гонять на пляж, не боясь «убить» подвеску.
LADA-каблук
Коммерческий «каблучок» может обладать жестким пластиком в салоне, большими зазорами между панелями и плохой шумоизоляцией — лишь бы был просторным, экономичным и более-менее резвым. Так почему бы АВТОВАЗу не выпустить компактный коммерческий автомобиль? Тем более, что у Renault есть Kangoo, а на некоторых рынках в свое время продавался перелицованный Nissan Kubistar. C 2012 года Mercedes-Benz выпускает свой Citan на базе Kangoo.
Тем более, что бизнес налажен: существует немало компаний, которые переделывают автомобили LADA под коммерческие цели с налаженным мелкосерийным производством.
LADA-минивэн
АВТОВАЗ легко может позаимствовать у Renault-Nissan и минивэн, который в Европе продается как Dacia Lodgy. С одной стороны, он может стать внутрикорпоративным конкурентом LADA Largus. Но с другой стороны, Lodgy обладает более стильной внешностью и иными формами кузова, которые отличают подчеркнуто семейный минивэн от грубоватого практичного образа универсала Largus, сделанном из Logan.
Lodgy, как и Largus, может быть пяти- и семиместным. Помимо бензиновых моторов для машины доступен и дизельный движок. В списке оснащения имеется аудиосистема с Bluetooth и USB и навигационная система.
LADA-большой седан
Седан размеров бизнес-класса по стартовой цене 400 000 рублей? Мечта о черной «Волге» в современном мире воплотилась в Nissan Almera, построенном на той же «рено-ниссановской» платформе В0. Только, кроме размеров, ничего «бизнесового» в Almera нет. Зато за такой простор на заднем сиденье и солидную по габаритам внешность машину покупают, особенно в регионах. Почему бы АВТОВАЗу не сделать свою «Волгу» нового времени? За платформой, опять же, далеко ходить не надо.
LADA-хот-хэтч
Kalina Sport, хоть и веселого ярко-желтого цвета, все-таки далека от понятия горячего заряженного хэтчбека. Тем более что в новом поколении этого оттенка, увы, уже нет. Большая спортивность в настройках подвесок – отлично, а 108 л.с. для машины массой 1150 кг — это, конечно, неплохо, но все же маловато для категории «спорт».
Так надо использовать другой шильдик — какой-нибудь RS, GTI, R… И сделать действительно хот-хэтч. Конечно, цена будет не такой уж доступной, однако судя по тем же тюнинг-фантазиям владельцев «Лад», спрос на машину будет — все же дешевле европейских и японских «зажигалок». Много ли у нас покупают Renault Clio R.S.? А на имидж маленький хот-хэтч работает, даже обычный убрали с российского рынка, оставив только заряженную версию.