И то, и другое нереально в принципе, поэтому когда вас спрашивают, в какой машине проще обнаружить Чихуахуа, в трех из четырех случаев вы вспоминаете о MINI. О новом, или о старом – не такая серьезная разница. Факт в том, что вспомните вы именно о нем.
Впрочем, в том нет ничего странного. Точно также, к примеру, в свое время воспринимали лупоглазый Nissan Micra, прозванный в народе «покемоном». Juke до сих пор считается довольно-таки женской машиной. В чуть меньшей степени это касается Mokka, но в целом Opel не избежал своеобразного гендерного деления. А все потому, что мы привыкли судить о человеке по его автомобилю, что, к слову, совершенно неправильно.
Возьмем тот же MINI. Задуман этот хэтч был, как английский «Запорожец», но на самом деле он оказался настолько крутым, что некий тесно связанный с автоспортом товарищ по фамилии Купер уговорил Алека Иссигониса поставить на его бюджетное детище нормальный мотор. Идея не просто прижилась, благодаря ей MINI стал культовым. Мало того, что он был достаточно быстрым, он к тому же еще и отлично управлялся, объезжая на трассах куда более мощные авто. И зная об этом, как-то странно считать эту модель исключительно женской. Тут в пору задаться другим вопросом: почему последние несколько лет англичане усиленно культивируют этот образ?
Что интересно, облик самой машины глобально не меняется. По сути, он такой же, каким был при Иссигонисе, но оклад у этой «иконы» с каждым разом все богаче и ми-ми-мишнее. Скоро за ним и сути-то видно не будет, но британцы усердно размывают былой имидж, несмотря ни на что.
Вездесущий глянец еще можно проглотить, но кое-какие вещи – перебор. Для кого все это? Для золотой британской молодежи? Коренные англичане в большинстве своем позволить себе новый MINI уже не в состоянии. Их покупают «золотые» арабы и индусы, которых, в свою очередь, очень неплохо подкармливает щедрое британское правительство. Издержки колониального прошлого, что тут поделаешь... Но речь сейчас не о миграционной политике, а о новом трехдверном MINI, в компании с которым я недавно провел что-то около недели.
И вот, что я имею сказать по данному поводу: эта машина – идеальный автомобиль для Кончиты Вюрст. Исключительный образец толерантности и унисекса. Я могу ошибаться, но по-моему, настраивая подсветку салона, вы можете выбрать один из семи цветов: белый и еще шесть... радужных. Хотя, не буду утверждать, что это о чем-то говорит.
Притом, автомобиль стал еще более кругленьким, пухленьким и блестящим, словно руки у одного моего знакомого, который, как выяснилось, придерживается не совсем традиционных взглядов. На ходу же он мерцает и сияет, словно рождественская елка в Рокфеллер-центре. Детишки в восторге, дамочки, в общем-то, тоже, но лично меня такая светомузыка в темное время суток изрядно напрягала.
Исходную идею Иссигониса, как, собственно, и те изменения, что были инициированы Купером, в этот раз серьезно пересмотрели. Создатель бренда полагал, что его машина сможет заменить велосипед и с той же легкостью парковаться, но немцы вдруг стали играть на повышение. Хэтч довольно компактен. Другого от простого MINI никто и не ждал, однако в этой связи не понятно, почему его кузов вдруг стал длиннее и шире? На внутреннем пространстве это ничуть не отразилось: автомобиль по-прежнему не совсем комфортен и где-то откровенно тесен. Багажника же в нем, меньше, чем у Mazda2, так что, если вы вдруг соберетесь на нем в гипермаркет, сильно не обольщайтесь. С лыжами же и сноубордами к нему лучше вообще не подходить... Но я не считал бы это большой проблемой, когда бы новый MINI не стал выпадать из субкомпактного класса.
Вот та суть, к которой я пытался вас подвести все это время. MINI Джона Купера классно ездил, но по современным меркам он был весьма утилитарным. Систем безопасности там было две – голова водителя и возможность эвакуироваться через люк. Первый немецкий хэтч оснащался куда серьезнее, однако и он не утратил первоначальных качеств. Даже прежняя модификация модели и та ездила весьма прилично... Но не эта.
Cooper S все такой же быстрый, но что толку от скорости, когда ты не можешь ей правильно пользоваться. Ездить по прямой? Это может любая машина с подобным же соотношением мощности и массы. Все старые MINI управлялись, как карты: ты просто загружал передок, поворачивал и машина шла по траектории, как трамвай по рельсам. Этот же реагирует на любой более или менее серьезный маневр, как девочка, согласившаяся прокатиться на пассажирском сиденье с профессиональным дрифтером. Сначала ей весело, но потом она чуть ли не пищит от ужаса и дрожит на каждом повороте.
Возможно я и утрирую, но былого задора я так и не ощутил, хотя пытался выдавить из этой машины хоть каплю прежних эмоций. Того заряда, похоже, больше нет, как нет того послушания и искренности. То есть этот автомобиль вроде бы ваш, но вам он лишь принадлежит. Он не член семьи и совсем не готов стать вашим же продолжением.
Поймите меня правильно: я ни в коем случае не ставлю под сомнение мастерство и квалификацию работавших над новым MINI людей: автомобиль хорошо разгоняется, превосходно тормозит и даже слушается руля. Иными словами, они сделали все, что от них требовалось. Другое дело, что требования изменились. В итоге, машина перестала быть по-настоящему интересной, превратившись в обычный масс-продукт, который, к тому же, вскоре получит прямого конкурента в виде перевыпущенной «копейки». И единственное ее отличие будет заключаться в более премиальном позиционировании.
Когда BMW купил права на MINI, Алек Иссигонис, наверное, перевернулся в гробу, теперь очередь дошла и до Купера. Ибо первый хотел построить достаточно хороший, но главное дешевый автомобиль, а второй, превратить его в реактивный снаряд. Теперь у MINI нет ни того, ни другого.