12711

Новогоднее путешествие: в гости к Колобку

Ульяновск – это не только колыбель Ленина, гончаровской «обломовщины» и буквы Ё, но и родина Колобка
Да, дела… Курсы валют скачут словно украинец танцует гопак на Майдане, за пармезаном и хамоном с бургундским вином ехать не столько далеко, сколько очень уж накладно. Выход? Простой, как три копейки — отправиться в путешествие по российским далям, а мы подскажем, куда.
Поделиться
Изображение Новогоднее путешествие: в гости к Колобку

Итак, до новогодних праздников остались считанные недели. Пора планировать маршрут. К примеру, можно съездить в резиденцию Деда Мороза в Великий Устюг, или посетить избушку на курьих ножках в Ярославской области, где колдует Баба Яга. Или, как вариант, если уж мы коснулись героев народных эпосов, посетить апартаменты Колобка, которые с недавних пор находятся недалеко от Ульяновска.

Год назад мы уже ездили в Ульяновск, правда с иной целью — посетить ленинские места. В этот раз было решено повторить небольшой «трип», но уже с несколько иной целью — прикоснуться к прекрасному. И, если вы помните, то тогда немного нелестно отозвались про трассу М-7 «Волга», которая была хороша лишь до границ Чувашской области. И знаете, что я вам скажу — за прошедшее время дороги в районе Алатыря преобразились. Нет, гоночный трек там, конечно, не построили, но в конец «убитую» трассу местами подлатали, а кое-где так и вовсе положили новый ровный асфальт. Так что теперь езда доставляет минимум волнений и максимум комфорта, тем более, на Hyundai Genesis.

И еще одно замечание: наконец-то на трассах стали подсвечивать пешеходные переходы, перенимая опыт остального мира. Никогда бы в это не поверил, но пришлось – увидел собственными глазами!

Колобок и Ленин похожи — оба лысые

Как известно, народному герою Колобку более сотни лет. Но почему-то до 2012 года так никто не исследовал, откуда же он появился. Исправить это дело решил ульяновский краевед Сергей Петров — он обнаружил в словаре Даля слово «колебятка», которое использовалось в Симбирской губернии и означало ком, испеченный из остатков теста. Вот и все — в селе Новая Беденьга появились апартаменты для героя детских сказок. И заодно переосмысли легенду, переделав ее на современный лад: оказывается, Колобка на самом деле никто и не съедал, он просто долго был на соревнования по легкой атлетике. Да-да, оказывается этот персонаж не только просто катился, но и быстро бегал.

Но предания преданиями, а в резиденции есть чем заняться не только детям, которые с удовольствием резвятся на игровых площадках и катаются с горок, но и взрослым, которые могут испечь тех самых колобков по старинной рецептуре, которую волжане использовали пару веков назад…

Певец советского крестьянства

Все-таки городская жизнь накладывает свой отпечаток — все мы куда-то торопимся, бегаем по делам, каждые пять минут проверяем электронную почту и месседжер. Одним словом, хочется немного расслабиться, отвлечься от текущих дел и полюбоваться настоящей деревенской природой, благо на просторах нашей Родины подобных окраин ой, как много. Вот и недалеко от Ульяновска, в 30 километрах, находится одно такое место — аутентичное село Прислониха, где проживает всего 434 человека (по данным переписи 2010 года). Но знаменито оно не только тем, что это настоящая русская деревня, но и тем, что здесь 31 января 1893 года родился известный советский художник, лауреат Ленинской и Сталинской премий Аркадий Александрович Пластов. Именно в этих местах созданы его всемирно известные картины: «Фашист пролетел», «Жатва», «Сенокос», «Весна», главная героиня которой впоследствии была прозвана «Северной Венерой»…

Ну, а свой дар он унаследовал от деда Григория, состоявшего в должности псаломщика в местной церкве, и от отца, который расписывал храм (сейчас он стоит прямо рядом с дорогой), построенный по чертежам все того же Григория. И, дабы увековечить память народного художника СССР, в 1988 в Прислонихе был открыт музей его имени, где выставлены личные вещи и картины Пластова, создана экспозиция, посвященная деревенскому быту, экспонаты для которой пожертвовали местные жители.

За кудыкину гору

После культурного отдыха и наслаждения прекрасным было решено приобщиться к еще более высокому — вере, отправившись на Никольскую гору — одну из самых древних и почитаемых святынь Симбирской губернии.

Ее история началась в 1552 году, во времена царствования «детоубийцы» Ивана Грозного, который готовил поход для взятия Казани. Сейчас здесь находится рабочий поселок Сурское, а ранее стояла небольшая застава-городище под названием Промса. Очень интересна легенда окружает эту святыню: однажды стражники увидели на противоположном берегу реки внушительный отряд татар, собирающихся переправиться через водную преграду и разгромить заставу. Однако время шло, а переправляться войска как будто бы боялись. И тогда к ним в стан был отправлен лазутчик. Татары, как выяснилось, как заолдованные смотрели на гору, которая называлась Белой, где стоял старик, озаренный светом и держащий в правой руке меч, а в левой — православный храм. Рядом находился воин с огненным лицом на белом коне и с копьем в руке.

Столь удивительное явление было истолковано татарами, как дурной для них знак, предупреждающий о поражении и смерти. Короче, они практически бежали от страха. Вернувшийся русский разведчик поведал о произошедшем селянам, которые незамедлительно направились на гору: сам он ехал на коне, а остальные шли за ним. На самой вершине лошадь споткнулась и встала на колени. Тщетные попытки поставить животное на ноги ни к чему не привели. Всадник спешился и увидел, что конь стоит на коленях перед наполовину засыпанной иконой Николая Чудотворца. Святыня была тут же откопана и принята народом с большим благоговением.

В дальнейшем Белую гору стали называть Николиной, которая на многие столетия стала одним из центров паломничества в России. На месте обретения иконы была построена часовня, а позднее реликвия хранилась в Никольском Городищенском женском монастыре, что в километре от горы. В советское время, в 1932 году, икону изъяли и она пропала, а часовню и храмы порушили.

Коммунистические атеисты даже как-то пытались срыть и саму гору, но трактор не удержался на вершине и, чудом зацепившись за дерево, повис над крутым склоном. Больше гору трогать не стали, а местное население еще более укрепилось в вере — она до сих пор ведет тысячи паломников на вершину Никольской горы.