Честных внедорожников на рынке SUV практически не осталось – не нужны они клиентам, не хотят они «заморачиваться» с лишними рычагами, читать инструкции, учиться пользоваться демультипликаторами и прочей «гадостью»… Им нужно, чтобы машина (и, кстати, очень недешевая) все делала самостоятельно.
Британцы с этой точкой зрения столкнулись лет десять назад, американцы — чуть раньше. Однако к тому моменту все было, в общем-то, решено — тяжелые «проходимцы» начали вымирать, как мамонты, сами по себе. Тем более, что поджали их не только спросом, но и экологией: в угоду облегчения конструкции и улучшения безопасности рама проиграла несущему кузову, жесткие механические блокировки стали главными врагами расхода топлива, а неспособность экономно двигаться по асфальту фактически ставила крест на любом автомобиле. Он был вынужден либо эволюционировать, либо уступать дорогу более технологичным аналогам. Впрочем, то, что стало обязательным для большинства, кое-кого не коснулось вовсе.
Самое удивительное, что наиболее устойчивыми к этим метаморфозам оказались самые консервативные на сегодняшний день «полноприводники». Их черед, разумеется, тоже придет, и, судя по всему, случится это довольно скоро, тем не менее, если поставить перед собой задачу купить машину, готовую пролезть там, где машины обычно не «ходят», способную двигаться даже не по дорогам, но направлениям, пара-тройка вариантов все-таки найдется, притом, практически во всех ценовых диапазонах.
На нижней ступени – Suzuki Jimny. Несмотря на женские, в общем-то, размеры, Jimny стоит признать одним из наиболее серьезных ездоков по безодорожью среди всех ныне здравствующих его «однофамильцев», мало того, в колее он даст фору и подавляющему большинству более совершенных компактных SUV, вроде KIA Sportsge или VW Tiguan. На противоположном полюсе при этом обосновался чуть ли не самый узнаваемый отечественными пользователями «джип» с длинным и сложным названием Gelaendewagen.
В товарном виде он стоит раз в шесть дороже Suzuki и вряд ли когда-либо подешевеет, даже несмотря на то, что этот автомобиль с момента рождения так толком и не модернизировали. У Mercedes, конечно, есть версия попроще – утилитарный Professional, но его тоже вряд ли можно назвать доступным. Скорее, этот автомобиль адресован даже не профессионалам, а энтузиастам, готовым выложить около сотни тысяч долларов, за машину укомплектованную хуже, чем «голый» Hyundai Solaris. Но самым крутым вариантом из всех подобных мне всегда казался Land Rover Defender 90 – тот самый, короткий «Деф», который в топе стоил чуть дороже 1,6 миллионов и которого вскоре заменит нечто одноименное, но катастрофически современное и поэтому турбированно-алюминиевое.
Все, что написано ниже – ни тест и даже ни обзор. Это некролог. С 1 декабря продажи Defender на российском рынке прекращены. И причиной тому стал не кризис, а грядущая смена поколений. И она не просто преобразит легендарную машину, а полностью изменит всю концепцию, превратив культовый британский внедорожник в что-то пафосно-дорогое и исключительно прибыльное, ибо иного подхода современный Land Rover не приемлет в принципе. Однако, именно это обстоятельство окончательно похоронит Defender как концепцию, и он, в лучшем случае, превратится в обезличенный бренд, торговую марку, в некое подобие Rover, но с индусским подчинением.
А Британия, тем временем избавится от последнего своего автомобиля, с которого, кстати, в свое время, и начиналась история марки Land Rover. Defender – прямой наследник Land Rover Series 1, на котором англичане сначала с нацистами воевали, а после переделали в полноприводный автомобиль для гражданских нужд. Дебютировал он в 1948 году. И уже тогда всем было очевидно, что Land Rover нашел свою «золотую жилу». Дело даже не в том, что восстанавливающейся стране нужно было средство передвижения. Британию, как ни крути, потрепало куда меньше, чем страны континентальной части Европы. Однако потребителю, как и везде в то время был необходим простой, надежный и в то же время доступный автомобиль. И Defender оказался отличным кандидатом.
Заметьте, кстати: многие внедорожники, переделанные из военных машин, равно как и их более поздние копии, так или иначе, живы до сих пор. Jeep Wrangler, Land Cruiser, Patrol, Pajero – прямые конкуренты и наследники Willy's, да и наш УАЗ имеет примерно те же корни. «Деф», вот, выделился, однако концепции тут схожи, как две капли воды. И вам даже не придется это доказывать: с 1950 по 1990 год этот Land Rover производился практически без изменений. Все эти годы его разве что модернизировали, меняя схему привода, устанавливая новые опции, доработанные агрегаты и новые моторы.
Но даже после кардинальной модернизации, Defender не превратился в коммерческий проект. Второе поколение внедорожника продержалось на плаву до 2007 года, однако сменили его не потому, что время пришло, но из-за изменившихся требований по экологическим выбросам и нормам безопасности. Если бы ЕС не поставил бы британцев перед выбором, полагаю, они клепали бы вторые «Дефы» еще лет двадцать.
Но этого, повторюсь, уже не случится. В салонах российских дилеров осталось порядка полутора сотен машин, после чего старый-добрый Defender, по сути, канет в Лету, оставив после себя лишь воспоминания и восторги.
Кстати, если последних у вас вдруг не было или не осталось, вы либо не ездили на этой машине, либо просто «не умеете правильно ее готовить». Естественно речь тут не о дизайне и уж тем более не о комфорте: говорить о них, все равно что описывать словами достоинства кирпича и прелести сидения на голом кухонном табурете.
Скажем так: короткобазный Defender 90 был катастрофой. Он был ужасен даже в своем самом современном исполнении. Настолько утилитарен, что выжимать педаль сцепления в нем приходилось, как в «Волге» – упираясь коленом в руль. Тормозит же он, как забитый под завязку нефтеналивной океанский танкер, который начинает замедляться за двое суток до того, как войдет в нужный порт. Кроме того, в нем нет второго ряда сидений, и практически отсутствует багажник.
Однако, эти замечания теряют всяческий смысл, как только вы съезжаете с асфальта. Притом, если тот же Wrangler – машина для песка и пересеченке с твердым покрытием, Land Rover без проблем «переваривает» грязь, лесные тропы и размытую тракторную колею. Он легко переваливает через стволы упавших деревьев. Причем, зачастую, без использования демультипликатора.
Это непередаваемые ощущения. И по ним я буду скучать. Новый Defender будет совсем другим – лоснящимся, легким и попсовым. Ни рынку, ни самому Land Rover дедовский колун больше не нужен, им нужен электролобзик. Проблема в том, что деревья им не рубят, а разделывают...
Владимир ЖИДКОВ