7376

FIAT Scudo: золотой для Пиноккио?

Почти экстремальный тест итальянского минивэна
Легкий коммерческий вэн FIAT Scudo добрался до России через семь лет после старта европейских продаж. При этом производитель позиционирует его и как семейное авто. Испытать машину в обеих ипостасях мы решили на зимних дорогах Тверской области.
Изображение FIAT Scudo: золотой для Пиноккио?

Помните песенку капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет»? Интересно, к автомобилю это относится? Или здесь действуют другие принципы? И почему я это спрашиваю? А не потому ли, что наше всеобщее детство (людей, кому сегодня от 20 до 90) исторически связано с автомобилями «Жигули», которые были проданы итальянцами стране вечно боровшегося социализма вместе с оборудованием по их производству, и сегодня наш потребитель чуть ли не нос воротит от всего, что из Апеннинского «сапога»? Ну, может, холодильники и стиральные машины он все же берет, а вот автомобили... А как еще объяснить, что авто, из страны, давшей миру Lamborgini и Мaseratti, продаются у нас хуже, чем «французы» или даже «китайцы»?
Они что, хуже в смысле дизайна, инженерии, двигателей, долговечности? Да нет, все как у других. Или итальянцы не могут адаптировать их к нашим дорогам и условиям эксплуатации? Вспомните, это FIAT купил американский Сhrysler, а не наоборот. Не PSА или Renault, а FIAT. Значит, где-то его авто пользуются спросом, покупаются, деньги крутятся, крутятся, крутятся. Но не у нас.

Смею предположить, что не в полной мере оправдался и расчет фиатовцев на рост продаж у нас настоящих американских джипов с отличными и экономичными итальянскими дизельными двигателями. И это в нашей стране, где каждый четвертый на дороге автомобиль — полноприводный внедорожник или паркетник! Нет, хоть убейте — не могу понять, почему так?

Все эти вопросы не дают мне покоя после тест-драйва очередного итальянского автомобиля. Естественно, от FIAT. Скажем так: это был некий итало-французский минивэн. Двухнациональный, потому что под другими именами этот же вэн выпускают и французы из PSА. FIAT Scudo называется. Эдакий южный ответ на немецкую гегемонию в классе минивэнов.

Сколько наших потребителей при покупке автомобиля руководствуется тонкостями типа увеличение жесткости кузова на 10% или повышения скорости срабатывания подушки безопасности на 0,005 секунды? Двое из сотни, или трое! Или кто покупается на рекламу «Наши автомобили отвечают экологическим требованиям «Евро-5»? Обхохочешься! У нас на заправках еще запросто можно найти бензин АИ-80. Я с семи лет помню, как он пахнет, правда, тогда он назывался 66-м. И некоторые водилы и сегодня — сам видел! — льют его, и не только в наши «Жигули».

Когда мне отдали автомобиль в представительстве фирмы, я крутился по Москве, приглядывался к нему и думал: ну о чем буду писать? Разбирать, какие технические характеристики у тестируемого лучше или хуже, чем у конкурентов, или сравнивать объем багажных отделений, или — еще смешнее — пытаться передать читателю свои субъективные ощущения, что авто разгоняется быстрее, чем это зафиксировано в инструкции по эксплуатации? FIAT, как и большинство других «европейцев», по моему мнению, уже от рождения в полной мере отвечает усредненному понятию об усредненном европейском автомобиле: удобно, безопасно, надежно, не очень дорого. Все как у других, разница в нюансах. Ткните пальцем в поисковике на марку FIAT — хотя не так много информации найдете об этом вэне, но какая- то все же есть...

Выбравшись из города, я так и не решил, о чем буду писать. Помчался по знакомой трассе в родную деревню в тверской глубинке. Люблю я этот маршрут: и трасса теперь приличная, и проселки есть, а значит, и написать будет о чем. Главное, посмотрю на машинку в разных условиях, а если повезет, услышу о ней что-нибудь умное от своих деревенских друзей.

На трассе все в штатном режиме. Двигатель тянет отменно, хоть лошадей всего 120, зато крутящий момент 300 НМ. Круиз-контроль работает, посадка высокая, как я люблю, регулировка рулевой колонки и сидений в норме. Рукой до любой кнопки дотянуться легко. Стекла в салоне — только по сторонам головой крутить, а нельзя: мне рулить положено. Зато пассажиры мои этим пользуются вовсю. Климат-контроль работает исправно, даже на третий ряд достает, тормоза очень приличные. Датчик дождя и освещенности сам за меня все делает. Не езда — удовольствие. Европа!

Как же! Вылезли разные мелочи. Это я про шумы в салоне: после 120 стало трудно говорить с пассажиром второго ряда сидений. Про грязь на боковых окнах. Про акустику большого кузова и гулкие удары камней в колесных арках. Про широковатые передние стойки и их наклон. Бросилось в глаза, а вернее в руки, то, как пытается минивэн соскочить с траектории при разъезде с большегрузами. Впрочем, это уже не мелочь. Остальное все как и ожидал, как и должно быть. Ведь я катаю практически коммерческий автомобиль, хотя маркетологи и называют его семейным, но его ценник слегка переваливает за миллион рублей. Какие же здесь изыски могут быть?..

Два дня в деревне прошли быстро. На местных грунтовых дорогах здоровый и тяжелый (почти пять метров и почти две тонны весом) автомобиль вел себя вполне сносно, даже несмотря на совсем не внедорожный клиренс и шоссейную резину: уверенно съезжал на грунт, пробирался по заброшенным лесным дорогам и даже смог спуститься к озеру по пологому травянистому спуску, а потом выбраться назад. Главное — больше думать и не спешить. По дороге к деревенскому клубу в салон набилось девять человек. Для короткой поездки третий ряд сидений вполне сгодился, а вот для длительных вояжей я бы предпочел сидеть впереди.

Во время поездки я все молился: «Господи, пошли мне ситуацию, о которой будет интересно написать!» И ведь вымолил. Дорога в Москву дала мне такую пищу для статьи — иной журналист просто обзавидуется. Началось все обычно. В Торопце к вечеру пошел легкий снег, да температура упала до -3 °С. Пока заправлялись, пили кофе да смешили кассиршу АЗС, снежок усилился. Выехали на Рижскую трассу, а там — мама родная! Ровная, белая лента дороги — как замерзшее и заснеженное русло реки. Ни колеи, ни следа от машины, ни обочины не видно, только кюветы слева да справа. По затишкам в лесу снег падает отвесно, а на открытых участках метет и метет, и на дороге увеличивает снежную подушку. На отдельных участках, как виделось из машины, был голый асфальт, без снега, а на самом деле — дорога, покрытая чистым, тонким «черным льдом». Не знаю, насколько корректно такое название, но мне оно кажется точным. Кажется, едешь по чистому полотну, а выйдешь из машины, сделаешь шаг и — падаешь. Скользко! С моим приятелем именно так и приключилось, когда мы на минуту остановились.

И главное — на дороге ни души. «Больших» почти нет, а кто, кроме них, колеи разобьет в снегу? Может, им сводку погоды передали, и они отсиживаются по гостиницам и мотелям? На трассе главными действующими лицами и исполнителями были в основном легковые автомобили. Выступали они, надо сказать, не очень удачно. На каждые 40–50 километров приходилось по одному слетевшему на обочину. В основном это были седаны, но повстречалась и пара больших внедорожников.

В общем, пока я понял, как надо себя вести на дороге, с меня семь потов сошло. Но как же я после этого полюбил свой FIAT! За то, что большой, тяжелый и даже по рыхлому снегу идет, как утюжок по гладильной доске, главное, не переусердствовать с педалью газа и рулем. За то, что даже в таких условиях держит траекторию и не рыскает по дороге, прощая небольшие огрехи в управлении. За то, что уверенно тормозит, даже когда под колесами лед или когда он вылетает на микст. За то, как держит дорогу. За то, что движок даже на шестой передаче всегда имеет достаточный запас тяги, чтобы вытащить авто из снежного заноса или совершить обгон. Никто, конечно, этим вечером по трассе не гонял, но, определив, что граница уверенного вождения минивэна от FIAT в тех условиях располагалась на отметке около 90 км/ч, мы с приятелем так и перемещались в пространстве и при этом на 400 километров пути не было ни одной машины, пожелавшей нас обогнать (ну, только внедорожники от BMW,Тoyota и пара навороченных Range Rover, но уже после Волоколамска). Конечно, иной может покрутить пальцем у виска: нашел чем хвастаться! — но, согласитесь, хорошо, если опыт позволяет определять разумно-достаточную скорость вождения авто в различных условиях. Это как бы подчеркивает, что ты понимаешь свой автомобиль. Или, если сказать иначе, автомобиль дает тебе возможность понять, где лежит граница скорости, после которой вождение превращается в игру с фортуной. У нашего авто граница выражена очень ярко. Главное, повторяю, ее почувствовать и не переходить.

Так и добрались мы до Москвы: то останавливаясь, чтобы помочь слетевшим с дороги, то совершая короткие броски вперед, к дому. Уже в конце поездки, паркуя минивэн на стоянке у дома, мне пришлось подкладывать под колеса стояночные колодки: на подтаявшем свежевыпавшем снегу FIAT упорно сползал по уклону площадки.

Теперь, по прошествии времени, я испытываю к минивэну Scudo чувства восхищения и благодарности, но два вопроса мучают меня все сильнее и сильнее. Что же все-таки не так с итальянскими автомобилями и почему для машины, поставляемой на российский рынок, выбрано столь неудачное, легко рифмуемое с неблагозвучным словом, название?