Раздутая «кредитная история» авторынка России близка к финишу. Еще каких-то полгода назад банковские аналитики уверенно прогнозировали рост доли кредитных машин среди всех проданных в стране до 60%. С сегодняшнего дня подобные измышлизмы не стоят ровным счетом ничего. И причиной тому стиал напрашивавшийся уже которую неделю шаг Центробанка – резкое повышение ключевой ставки. В ночь на 16 декабря она была поднята с 10,5% до 17%. ЦБ решил таким образом остановить катастрофический обвал рубля против основных валют.
Это означает, что в частные банки могут занимать у ЦБ рубли под 17% годовых. В том числе, и для кредитования частных лиц. В том числе и для автокредитования.
Когда эксперты предсказывали рост российских автопродаж в кредит даже в условиях растущих валют, ключевая ставка ЦБ находилась на уровне 8% годовых. В тех условиях типичная процентная ставка по автокредиту для простого человека составляла примерно 20%. Более или менее дотошный покупатель, порывшись в фирменных программах кредитования автомобильных брендов, мог легко купить новое авто в долг под 10-16% годовых. Но когда ключевая ставка выросла почти на 10%... Пока она действует, самым распространенным процентом по автокредиту станет 30% годовых. Не забываем, что рубль уже девальвировался по отношению к доллару и евро более чем вдвое.
В связи с этим, цены на иномарки, даже собираемые в России, просто обязаны увеличиться пропорционально валютному курсу. Ведь большая част комплектующих к нам возится из-за рубежа и не за рубли. И прибыль российские филиалы автоконцернов обязаны показывать зарубежному руководству в валюте. То есть, буквально через пару недель цены на новые иномарки в шоу-румах неизбежно постараются вырасти вдвое. При этом цена автокредита вырастет, как мы выяснили, примерно на 30%. Вместе взятые, оба этих фактора «передают большой привет» российскому авторынку. Такой, что никакая программа утилизации не поможет.
С Новым годом, с новым счастьем, российские автомобилисты и работники сферы автобизнеса!