Собственно сами правила довольно просты и банальны. Но они настолько очевидны, что многие о них просто забывают, хотя в подобных ситуациях они играют колоссальную роль. Во всяком случае, большинство профессиональных инструкторов, преподающих на различных курсах водительского мастерства, считают эти советы довольно полезными. В частности, мы в своем «мануале» использовали советы, которые дают студентам инструкторы Академии безопасности Ford.
Первое — полностью очистить машину от снега и льда (а не только ветровое и передние боковые стекла). Видимость за рулем — основа безопасности! Кроме того, снег с капота в движении попадет на лобовое стекло и налипнет на щетки, а снег с крыши сдувает не только на заднее стекло, но и на идущий следом автомобиль. Иными словами, если вы желаете снизить вероятность ДТП, потратьте пару минут и на это. Полагаем, что разговор о чистоте фар и задних фонарей в данном контексте уже неуместен. Это даже обсуждать глупо.
Второе — включенные фары. Много лет назад один из авторитетных российских автомобильных журналов провел тест «на видимость» автомобиля днем. Тот, что ехал с включенными фарами оказался заметен на расстоянии в три раза превосходящем ту дистанцию, на которой стала заметной машина, ехавшая без света. Проще говоря, включенные фары не только улучшают обзор, но делают более заметным ваш автомобиль. Вот противотуманки — это лишнее. Это не практично и не вежливо по отношению к другим водителям, ибо «светового шума» достаточно и без них. Ночью, когда идет снег или в туман оставьте фары в режиме ближнего света. Это уменьшит блики, улучшит видимость и не даст устать глазам.
Третье — снизьте скорость. Зимой старайтесь избегать высоких скоростей. Самые опасные участки дороги — эстакады, мосты, пешеходные переходы, повороты и перекрестки. Торможение должно быть прерывистым, но не резким, а плавным.
Четвертое — концентрация. Забудьте о существовании гаджетов, не отвлекайтесь от дороги. Мимолетный взгляд на экран телефона длится минимум в 6 секунд, которые могут обойтись слишком дорого.
Пятое — увеличьте и сохраняйте дистанцию до впередиидущего авто. В гололед и во время снегопада торможение занимает до10 раз больше времени, чем на сухом покрытии. Поэтому зимой дистанцию следует увеличить в 2-3 раза. Но при этом не стоит провоцировать других водителей, чрезмерно увеличивая пространство между своим и едущим перед вами автомобилем — ринувшийся в просвет лихач может не просто застать врасплох, но не справиться с управлением и перегородить траекторию, встав поперек полосы.
Шестое — если вы застряли, используйте подручные средства. В городе, как правило, вам помогут. Тем не менее, если это случилось в довольно безлюдном месте, используйте, к примеру, резиновые салонные коврики, подсунув их под ведущие колеса.
Седьмое — будьте готовы ко всему. Не только к тому, что вас могут подрезать или затормозить без видимой причины, но и к тому, что ваш автомобиль может оказаться заблокированным на парковке, в пробке, вы можете проколоть колесо, у вас может кончиться бензин, сесть аккумулятор... Предусмотреть все невозможно, поэтому далеко не лишним будет иметь в машине зарядку для телефона, фонарик с запасными батарейками, трос для буксировки, провода для прикуривания, лишнюю канистру «незамерзайки», щетку-скребок, а в отдельных случаях, складную лопатку для снега.
Но главное, берегите нервы. И запаситесь терпением. Помните, спорить со стихией бесполезно.