Согласно официальному заявлению, АВТОВАЗу удалось увеличить выпуск качественных автомобилей на 30%. Согласно официальному отчету, в прошлом году количество собранных идеально и с первого раза автомобилей составляло лишь 50%. В этом году показатели выросли более чем на половину — до 75%, а по некоторым данным – до 80%. Кроме того, повысилось качество автомобилей альянса Renault-Nissan, выпускаемых на ВАЗе.
Заявлено, что главная заслуга в росте качества принадлежит единой закупочной организации ARNPO под руководством нового директора по закупкам, которую создали в конце прошлого года альянс Renault-Nissan и АВТОВАЗ. Одна из ее основных задач — контроль качества продукции. Кроме того, АВТОВАЗ создал «Центр удовлетворенности потребителя», в который при необходимости обращались клиенты, чьи пожелания и замечания также учитывались.
Впрочем, новый рапорт тольяттинцев сильно напоминает заявления, которые любят делать представители шинных компаний, из года в год рассказывающих о снижении у шин сопротивления качению и потребления топлива – если сложить все проценты и граммы за все годы, то по такой арифметике получается, что машина уже давно питается святым духом и парит над землей. Так и с тольяттинским качеством. В начале 2014 года вице-президент компании Лоран Фофана заявлял, что за два года качество поставляемых на конвейер комплектующих улучшилось в 10 раз. Годом раньше другой вице-президент Олег Лобанов говорил, что, «качество продукции соответствует мировым стандартам», а прежний вице-президент по закупкам Дамир Кашапов изрек перед увольнением, что, «за последние три года АВТОВАЗ улучшил показатели качества продукции более чем в десять раз». Напрашивается логичный вывод – год назад кривые руки рабочих АВТОВАЗа портили половину из 100%-качественных деталей, а в 2014 смогли испортить только 20%.
О чем говорят последние данные об очередном росте качества, мы судить не беремся, но очень похоже на то, что в советские годы на различных собраниях партхозактива называлось «очковтирательством». В нынешней ситуации оно особенно опасно – кризис фактически превращает завод в монополиста. Сейчас Renault-Nissan-AVTOVAZ контролирует треть рыка, однако, если учесть, что примерно половина предложений в бюджетном сегменте так или иначе принадлежит маркам, входящим в альянс, в ближайшем будущем доля может увеличиться в полтора-два раза. Притом, более половины спроса будет покрывать АВТОВАЗ, получающий сверхприбыли. И вряд ли у предприятия найдется достаточное количество стимулов, чтобы заниматься дальнейшим развитием своих продуктов — машины марки будут покупать и без этого.