108483

Апокалипсис на российском авторынке многие бренды не переживут

После любого кризиса ситуация нормализуется. Однако даже после стабилизации рубля и отмены санкций зарплаты и цены не вернутся на прежний уровень. И в ближайшие несколько месяцев автомобильные предпочтения россиян вынужденно изменятся.
Поделиться
Изображение Апокалипсис на российском авторынке многие бренды не переживут

Признак уверенного в себе рынка, в частности автомобильного – обширный средний класс. Если люди скупают и бюджетные аскетичные машины, и городские яркие хэтчбеки, и всех представителей гольф-класса, и кроссоверы, и бизнес-седаны, и премиальные автомобили всех категорий, и пикапы, и купе – дела у экономики явно идут неплохо. Если же богатые богатеют, и бедные беднеют, и спрос есть только на Mercedes-Benz S-Class и LADA Kalina, то это не очень хороший признак. Похоже, в ближайшее время российский авторынок ждет именно вторая, печальная перспектива.

В России больше не будут продавать Honda Civic, Honda Accord, Toyota Venza, Subaru BRZ, Peugeot 107 и Citroёn C1, Peugeot RCZ, DS 5, Chevrolet Malibu, Mitsubishi Lancer, Honda Crosstour, Ford Edge. Да что там – уходят целые бренды: российский кризис не выдержали SEAT, Luxgen, Dodge, FAW, Changan, а также, во что трудно поверить, такие бренды как Opel и Chevrolet!

Наш рынок, несмотря на то, что несколько раз по объему догонял первый в Европе немецкий, по качеству пока так и не «разнообразился», в отличие от западных соседей. У нас самыми продаваемыми машинами так и оставались все LADA и «девятки» нового времени – дешевые седаны и хэтчбеки. Однако средняя прослойка потихоньку приростала Volkswagen Passat, Toyota Corolla, Nissan Qashqai да Toyota RAV4. Однако сейчас все возвращается к двум крайностям и одной альтернативе.

ОЧЕНЬ ДОРОГИЕ

Нынешние ежемесячные отчеты по продажам уже подтверждают тенденцию – на общем фоне стремительного падения авторынка (в феврале он уже достиг 40%) у дорогих брендов не просто стабильность – они выходят в плюс. Mercedes-Benz назвал Россию рынком года за 2014 год, но продажи марки растут и в феврале, то есть покупательский интерес только увеличился после ажиотажа в декабре 2014 года – рост составил 18% по сравнению с январем-февралем 2014 года. У BMW объемы реализации выросли на 3%, у Lexus – на 4%, а на Porsche спрос скакнул почти вдвое – на 92%, а в феврале – на 119% по сравнению с прошлым годом! Даже Smart празднует победу: +38% (+60%, если брать только феврали), их покупают в том числе те, кто случайно заглянул в соседний зал в автосалоне Mercedes-Benz. А вот Audi в кризис не берут: -28% продаж по сравнению с февралем 2014 года. Недаром Volkswagen AG даже остановил сборку нескольких моделей марки.

Кризис для определенной категории населения – это источник прибыли, возможность играть с инвестициями и выходить в плюс. И как раз появляется лишний повод купить себе новый S-Class или Cayenne. К тому же премиальные автомобили могут сами стать инвестицией – через пару лет на вторичке они будут стоить почти столько же, сколько кризисные новые. Так что очень дорогие автомобили в кризис будут покупать больше – или почти столько же, сколько в прежние сытые времена. А вот спрос на «дорогие игрушки» типа «копейки» BMW может как раз снизиться. Покупать будут большие седаны и внедорожники.

САМЫЕ ДЕШЕВЫЕ

Само собой, спрос более-менее сохранится на относительно доступные автомобили. Машины среднего класса, которые раньше можно было купить тысяч за 700, теперь в самой простой комплектации обходятся минимум в миллион рублей. К этой планке потребителям еще надо привыкнуть. А того и гляди, завтра сокращения и увольнения могут коснуться и тебя, поэтому не до Golf. Если и покупать, то придется смотреть уже в сторону KIA Rio или Hyundai Solaris, благо подобных моделей на нашем рынке сейчас развелось много. Они и остаются в лидерах продаж – у марки Hyundai в целом даже +4%. А если говорить об отдельных везунчиках, то достаточно взглянуть на рост интереса к LADA-ты не поверишь-Priora: +37%, если сравнивать объемы реализации в феврале и январе. Активнее покупают LADA Largus, LADA Granta, LADA 4x4 и Chevrolet Niva. К слову, вырос спрос на KIA cee’d, который теперь в младшем гольф-классе стал привлекательным вариантом за счет вменяемого ценника. Skoda просела совсем немного. 

В свете нынешних перетасовок на авторынке, скорый выход многообещающей LADA Vesta выглядит очень своевременным.

А теперь посмотрим на показатели большинства среднеценовых моделей и брендов. Любимчик российского рынка Renault Duster – в полном провале. У Ford – 78-процентное падение по сравнению с февралем 2014 года. У Opel -86%, у Nissan -45%, у Volkswagen -49%, у Mitsubishi -51%, у Chevrolet -74%, у Toyota -40%, у Mazda -39%, у SsangYong -72%.

Кроме шуток, дела в среднем сегменте настолько плохи, что с нашего рынка уходят марки Opel и Chevrolet (у последнего останутся только имиджевые Corvette и Camaro и дорогущий Tahoe! А ведь у этих брендов не только устоявшаяся репутация и развитая дилерская сеть, но и местное производство!  

И маркетологи автомобильных компаний знают о законах кризиса жанра – с нашего рынка толпами уводят нерентабельные модели, а новинки завозить не спешат. В России больше не будут продавать Honda Civic, Honda Accord, Toyota Venza, Subaru BRZ, Peugeot 107 и Citroёn C1, Peugeot RCZ, DS 5, Chevrolet Malibu, Mitsubishi Lancer, Honda Crosstour, Ford Edge. Да что там – уходят целые бренды: российский кризис не выдержали SEAT, Luxgen, Dodge, FAW, Changan, а также, во что трудно поверить, такие бренды как Opel и Chevrolet! А если вспомнить, что у Ford продажи упали на 80%, а у Honda сейчас в месяц продается около 200 машин, то прогнозы делать даже страшно. 

И многие новинки, которые автопроизводители собирались привезти в Россию, теперь под вопросом. А компании с локальным производством в России вынуждены приостанавливать работу заводов, сокращать рабочую неделю или увольнять сотрудников – чтобы не сделать машин больше, чем их купят.

ПОДЕРЖАННЫЕ

Из-за роста цен в гольф-классе новую актуальность приобретает извечный вопрос: новый автомобиль попроще или старый, но покруче. Вторичный рынок уже отреагировал ростом цен, однако он запаздывает по сравнению с рынком новых автомобилей. Таким образом, можно ожидать увеличение покупательского интереса к подержанным автомобилям, будь то Opel Astra или Audi A6. Тем более, что довольно много моделей теперь будут доступны только на вторичном рынке, так как новые к нам уже не поставляют, а ряд марок и вовсе покинули российские просторы.