После того, как на лентах информагентств появились сообщения типа «Opel и Chevrolet уходят из России», многие в автомобильной и смежных с ней отраслях российской экономики подумали, что это событие может стать первой ласточкой массового исхода автопроизводителей. Но представительства большинства из них немедленно распространили сообщения для СМИ в том духе, что они – пока еще из ума не выжили и ставить крест на авторынке России не собираются.
Повеселил Ford, заявив, что с удовольствием заберет под свое крыло ставшую вдруг не очень нужной американской General Motors дилерскую сеть. А это, для справки, около двухсот автоцентров по всей стране, между прочим! Официальная причина ухода марок Opel и Chevrolet – их слишком высокая рыночная цена. Мол, низкий уровень локализации на сборочном заводе GM под Питером не позволяет предлагать конкурентные цены на машины этих марок российским покупателем. Поэтому Opel и Chevrolet из России уйдут. Тут останется лишь также принадлежащий General Motors бренд Cadillac, да самые дорогие модели Chevrolet – масл-кары Corvette, Camaro и здоровенный внедорожник Tahoe. Завод в Ленинградской области подлежит консервации, а дилерами скажут «bye-bye».
С дилерами и заводами, ведущими в России контрактную сборку машин для GM, американцы поступили, прямо скажем, по-свински. О решении компании «самовыпилиться» с российского рынка большинство из них узнали из СМИ! Для контраста можно вспомнить историю ухода марки GM с европейского рынка. Тамошних дилеров американцы уведомили о своих планах чуть ли не за три года. На первый взгляд, версия экономических причин вывода марок Opel и Chevrolet с российского рынка выглядит достаточно правдоподобно. Но только до того момента, пока не попробуешь «посчитать чужие деньги». Известно, что на операцию по сворачиванию бизнеса в России General Motors планирует потратить около $600 млн. Их пустят на организацию распродажи остатков машин, переформатирование дилерской сети, разрыв контрактов и соглашений, а также на компенсации увольняемым сотрудникам. Только на возмещение дилерам затрат по созданию фирменных автосалонов запасено порядка $60 млн. – по неофициальным данным, разумеется.
То есть, оставить $600 млн в России General Motors, как видим, не жалко. При том, что в свое время на создание сборочного производства в Ленобласти компания потратила $300 млн. Кто мешает пустить 600 млн на углубление степени локализации собираемых в России моделей Opel и Chevrolet? Да никто не мешает: повысьте уровень локализации и продавайте свои машины по аналогичным с конкурентами ценам, и не теряйте своей привычной доли отечественного рынка в 7,5%! Ан – нет. Раз экономических объяснений поведению GM в России не находится, напрашиваются политические версии произошедшего.
Головной офис General Motors расположен в США, взявших на себя роль главного идеолога нынешнего экономического давления на Россию. А пять лет назад именно американское правительство вложило в полуобанкротившийся GM около $50 млрд. ради спасения автогиганта. Вполне возможно, что некоторое время назад к руководству американской компании пришли местные экономисты в штатском и попросили вернуть должок, ответив взаимностью. В частности, закруглиться с экономической деятельностью на территории воскрешенной пиарщиками «империи зла», в России то бишь. Если эта конспирологическая версия имеет под собой почву, то такой шаг игрока мирового масштаба должен, по идее, спровоцировать массовый исход иностранных автопроизводителей. Пока, насколько известно, подобного не наблюдается, но кто знает, как оно повернется в будущем.