С 1 апреля официально стартовали госпрограммы льготного автокредитования и лизинга. Правительство запланировало потратить до 1,5 млрд. бюджетных рублей на стимулирования рынка автокредитов России. Под действие программы льготного автокредитования попадают новые легковые и легкие коммерческие авто массой до 3,5 тонны и стоимостью не более 1 млн. рублей. Кредиты в рамках этой программы планируется выдавать до конца 2015 года на сроком до 36 месяцев. Покупатель машины должен внести в виде первоначального платежа не менее 20% ее стоимости. В этом случае государство согласно компенсировать проценты по кредиту в размере 2/3 ключевой ставки Центробанка. То есть, по подсчетам Минпромторга, для покупателя ставка по кредиту составит 15% годовых. Без подобной господдержки автокредит стоит сейчас не менее 25-30% годовых – приговор для этого рынка. С помощью льготного автокредитования чиновники рассчитывают продать до 200 000 транспортных средств.
Вторая госпрограмма касается поддержки рынка автолизинга. Государство собирается до конца года оплачивать до 10% (но не более 500 000 рублей) авансового платежа по договору лизинга. По оценкам Минпромторга, господдержка лизинга должна помочь реализовать до 16 000 автомобилей дополнительно – включая легковушки, грузовики и автобусы. Столь скромные результаты ожидаются по одной простой причине: лизинг в нашей стране пока не сильно распространен и непривычен потребителю. Напомним, что по продолжающейся в том году госпрограмме утилизации автохлама за 1 квартал дополнительно реализовать порядка 40 000 единиц техники. А за прошлый год в ее рамках было продано 188 000 машин. Таким образом, государственное стимулирование розничных продаж может притормозить падение авторынка России, дав прибавку до 400 000 машин в общей сложности. Это немало. Особенно на фоне мрачных прогнозов о коллапсе российского рынка легковых авто с 2,34 млн. в 2014 году до уровня в 1,5-1,7 млн. машин в 2015.
Одним словом, льготные автокредиты автопрому выгодны. А конкретному покупателю? Рассмотрим изменения в автокредитовании на примере семиместной Lada Largus Cross в максимальной комплектации. Эта машина – одна из самых дорогих в гамме АВТОВАЗа. Стоит около 618 000 рублей. По льготной госпрограмме автокредитования 20-процентный первоначальный взнос за нее составит 120 000 рублей. Официальный сайт компании утверждает, что в отсутствии госпрограммы первоначальный взнос составляет 50% – 309 000 рублей. То есть, сэкономить «на входе» покупателю люксового Largus можно будет изрядно. Но за это придется расплатиться в последствии. Сейчас погашение трехлетнего кредита, соответствующего половине цены этой машины, потребует ежемесячных платежей в размере более 10 000 рублей. Выплаты по субсидируемому государством кредиту в за 80% цены Largus составят в полтора раза больше – по 15 000 рублей в месяц. Это при условии, что кредит будет оформлен, в соответствии с расчетами Минпромторга – по ставке не более 15% годовых. Таким образом, госпрограмма стимулирования автокредитования вполне может сработать. Людям проще будет надеть на себя ярмо долга перед банком. Однако отдавать долг легче не станет. Но если вы готовы сразу внести 50%, то льготное автокредитование может стать довольно интересным предложением.