В марте российский автомобильный рынок рухнул на 42,5%, побив рекорд, который лучше бы не побивать. Всего с начала года спрос на новые машины упал на 36%, да и на вторичном рынке сейчас застой. За месяц в РФ теперь едва продают 200 000 машин. Для развивающегося и ненасыщенного рынка, который должен расти с каждым годом, это катастрофичный результат. Второй раз – и значительно более серьезно – кризис мешает России выйти на первое место в Европе. Даже о втором месте по объему продаж новых автомобилей, которое еще летом РФ занимала, уступая только Германии, придется забыть – сейчас российский рынок занимает только восьмую строчку.
ТЕМПЫ РОСТА
Из развивающихся рынков стремительнее всех продолжает расти Китай (+7,6% в 2014 году), с жадностью поглощая не только новые машины, но и целые заводы и концерны. В минувшем году в Поднебесной была продана треть всех новых автомобилей в мире! Однако темпы роста автомобильного рынка Китая будут падать из-за ограничительных мер властей, которые призваны бороться с загрязнением окружающей среды.
Индийский авторынок после двухлетнего спада в 2014-2015 гг начал наращивать темп, что, по прогнозам экспертов, в 2015 году только продолжится. Впрочем, в 2014 году рост составил всего 2%. Иранские потребители все активнее обзаводятся автомобилями – на 26% активнее, чем в 2014 году.
Те страны, которые, казалось бы, забиты машинами под завязку, демонстрируют стабильный плюс.
В США машина есть у каждого подростка, и все равно в 2014 году продажи выросли на 6% – до 16,5 млн. автомобилей. Мирно и позитивно идут дела в Канаде. Европейский рынок также продолжает расти, хотя и спокойными темпами. Хуже всех в ЕС выглядит Франция, прибавившая всего 0,4% по сравнению с 2014 годом, но это еще не минус.
Несмотря на сокращение рынка в начале 2014 году, Мексика завершила минувший год в плюсе, и на 2015 год аналитики прочат этой стране увеличение объемов продаж автомобилей. Будет расти и автомобильная промышленность, так как до 70% машин, собираемых в Мексике, идут на экспорт в США.
ПРОВАЛ
В 2014 году и особенно в начале 2015 года серьезно просели многие развивающиеся рынки, далекие от насыщения. В аутсайдерах оказались не только российские потребители, напуганные экономическим кризисом и санкциями, падением рубля и скачком цен на новые машины.
В Бразилии в первые три месяца 2015 года продажи машин снизились на 17%, а падение началось еще в 2014 году – тогда рынок потерял 6,9% по сравнению с 2013 годом. Причем чуть подправил ситуацию март, а вот в январе падение составило 22%, а в феврале – аж 28%. В этой стране тоже рухнула национальная валюта и выросла инфляция, плюс плохую шутку сыграла с Бразилией во время кризиса сильная зависимость от экспортных рынков.
2014 год стал неудачным и для Аргентины – в автосалоны пришло на 28,7% меньше покупателей, чем годом ранее. Эксперты делают пессимистичные прогнозы на 2015 год для таких южноамериканских стран как Венесуэла (из-за возможного роста цен на топливо), Чили и Перу.
В феврале 2015 года спад автопродаж в Южной Америке составил 25%, причем продажи в этом регионе падают уже год.
Японские автомобильные дилеры тоже подсчитывают убытки. За январь-март продано на 16% меньше автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года. В этом, впрочем, виноват не кризис, а действия властей – с августа был дважды увеличен налог с продаж, что привело к росту ценников в автосалонах.
В Таиланде провал близок к российскому: в 2014 году автомобильный рынок сократился на 34% до 850 000 штук.
Восточная Европа, скромно стоящая в сторонке от «главных» европейских стран – Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании и пр., далека от позитива как по уровню жизни, так и по объемам автомобильного рынка.
Однако самый серьезный провал – на автомобильном рынке Украины. Новые машины в этой стране покупать практически перестали. В марте 2015 года было приобретено всего 2579 автомобилей – это самый низкий показатель за последние 15 лет. При этом в 2014 году спад составил 54,5% по сравнению с 2013 годом.
ПРОГНОЗЫ
На 2015 год уже никто ставок не делает, однако в дальнейшем эксперты предрекают возвращение темпов роста развивающихся рынков. Когда схлынет волна кризиса, потребители в России, Бразилии, Аргентине снова пойдут в автосалоны, будут расти продажи в Китае и Индии. Европейскому рынку прочат постепенное и плавное снижение объемов продаж.