Государственная программа льготного кредитования, которая призвана поддержать летящий в финансовую пропасть российский автомобильный рынок и по случайности помочь покупателям новых машин, стартовала 1 апреля. По ее условиям, потребитель, задумавший купить машину в автосалоне в кредит, может рассчитывать на то, что из госбюджета ему компенсируют часть выплат по кредиту – а именно на субсидирование двух третей ключевой ставки Центробанка РФ в размере 14%.
Госпрограмма поддержки автопрома была разработана во время экономического кризиса 2008-2009 гг и смогла подстегнуть продажи новых автомобилей. Сейчас рынок упал значительнее – уже на 40%, и правительство вновь замахало своей палочкой-выручалочкой.
Первое условие, которому должны соответствовать приобретаемые по льготам автомобили, – это российская сборка. Под него попадают не только отечественные автомобили, но и иномарки, производство которых локализовано на российских заводах, а этот список довольно внушителен. Второе условие – ценовой порог, который изначально был заявлен как «около 700 000 рублей», приблизительно такой же, как и во время прошлого кризиса. Однако сейчас лимит увеличили до миллиона рублей, что выглядит логичным, так как цены за полгода из-за обвала рубля значительно выросли.
Таким образом, в список, одобренный Минпромторгом, должны войти все автомобили LADA, UAZ Patriot, Renault Logan, Sandero и Duster, Datsun on-Do и mi-Do, Nissan Almera, Hyundai Solaris, KIA Rio и cee’d, Skoda Rapid, Volkswagen Polo, а также ряд моделей Opel и Chevrolet, которые уходящий с рынка General Motors планирует продавать в течение всего 2015 года.
Льготные автокредиты распространяются, прежде всего, на самые популярные автомобили на российском рынке – бюджетные иномарки российской сборки.
И Минпромторг уже составил соглашение с банками, в котором приведен список из 34 производителей, на которых распространяется действие программы. Но там нет ни одной китайской машины! Однако на заводе Derways в Черкесске производится немало китайских автомобилей, и большинство из них отлично вписываются в ценовой лимит в один миллион рублей. Это Geely MK, MK Cross и Emgrand, Chery Bonus и Tiggo, Lifan Smily и Solano, Brilliance, Jac и Hawtai.
Пока непонятно, почему китайцев исключили из льготного списка. Возможно, из-за недостаточного уровня локализации – на Derways осуществляется крупноузловая сборка. Но уточнение по локализации не прописано в законе. Дилеры китайских автобрендов уже сообщили об оттоке клиентов к европейским и корейским конкурентам.