Суть схемы «параллельного импорта» состоит в том, что импортер ввозит в страну товар, неизвестно кем, как, по каким «лекалам» и стандартам выпущеный, без согласования с официальным производителем и не имея статуса официального дистрибутора, приобретя его в третьей стране. По такой схеме ввозились и продолжают ввозиться в РФ запасные части для автомобилей из Китая и Арабских Эмиратов. Зачастую ценник на них выглядит привлекательнее, нежели на запчасти, закупленные у европейских дистрибуторов. С 2002 года параллельный импорт официально запрещен и импортировать товар может только обладатель торговой марки, либо его официальный представитель.
Легализацию импорта в обход официальных каналов дистрибуции поддержал Дмитрий Медведев. Помимо автозапчастей, в число «левых» товаров попадут и запчасти к авиатехнике. Ездить и летать станет смертельно опасно.
Столь «гуманная» инициатива правительства вызвана осознанием критической ситуации в российской экономике в целом, и автопроме в частности. Интересы личной выгоды брендов сейчас уступают перед необходимостью спасать рынок и отрасль, уничтожая монополию крупнооптовых дистрибуторов и диктат брендов.
КАЧЕСТВО СТОИТ ДЕНЕГ
Впрочем, не все согласны с прогнозом о снижении цен и с мнением, что подобная деятельность пойдет на пользу российской автосервисной отрасли и конечному потребителю-автомобилисту. По мнению главы фирмы-поставщика автокомпонентов и оборудования для автосервисов «Группа компаний БЕРГ» Дмитрия Кондратьева, легализация параллельного импорта не окажет существенного влияния на цены на запчасти и не приведет к сколь бы то ни было заметному их снижению. Аналогичной точки зрения придерживаются и аналитики ГФК-Русь.
Что же до влияния на отрасль, то в неофициальных разговорах ее представители называют решение правительства Медведева катастрофой для только начавшего «оцивилизовываться» рынка автозапчастей. По словам одного из собеседников портала «АвтоВзгляд», близкого к сфере оптовой торговли автокомпонентами, «в представительствах крупных брендов, годами налаживавших здесь дистрибуторскую сеть, таких как KYB, Mann Filter, Сonti и прочих, в ужасе от этого решения».
НАЛОГИ МИНУС
Согласны с такой оценкой и эксперты. Так, директор ИД «Автомобильное время» Марина Белоглядова считает, что легализация окажет скорее негативное влияние на отрасль. По ее словам, для автобизнеса узаконивание или, как это называется в правительстве, либерализация «параллельного импорта» не сулит ничего, кроме отрицательных последствий. Для экономики в целом, из-за работы по «серым» схемам поставок, параллельный импорт выльется в минус по налогам и сборам. Главная же беда – рост контрафакта во всех сегментах рынка, вплоть до 70% в отдельных товарных группах. Для представительств и оптовых компаний либерализация импорта означает потерю определенной доли рынка, крушение четко выстроенной дистрибьюторской сети, уничтожение рабочих мест, невозможность реагирования и регулирования вопросов по рекламациям, контрафакту и недобросовестной конкуренции в товаропроводящую цепи.
БРАК ПО ДЕШЕВКЕ
Что же до выгоды для потребителя, то, казалось бы, с вводом параллельного импорта должны упасть цены, но качественные мировые бренды опустить их не смогут. Слишком существенную часть стоимости продукта составляют затраты на НИОКР, сертификацию, контроль качества, производство, брендинг. Поэтому низкие цены будут или на подделки, или на низкокачественную продукцию. Претензии по качеству предъявить окажется просто некому, никто (начиная от таможни и заканчивая СТО или магазином) оперативно на ситуации реагировать не будет, так как система официального дилерства/дистрибьюторства будет нарушена. Если на данный момент есть система «производитель-представительство-дилер-дистрибьюторы-магазины/СТО», то с вводом «параллельного импорта» мы вернемся в конец 80-х и получим бизнес по схеме «привезли-слили-продали» и «после нас хоть потоп» – никто не будет ввязываться в игру с долгосрочной перспективой, в которую входит продвижение бренда, качественная техническая поддержка, обучение мастеров СТО и продавцов розничных магазинов, четкая работа с рекламациями, отслеживание и борьба с подделками.
ЕВРОБИЗНЕСМЕНЫ ОБЕСПОКОЕНЫ
Аналогичной точки зрения придерживается и Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). В организации серьезно обеспокоены возобновившейся дискуссией относительно легализации «параллельного импорта» и заявили, что не поддерживают ее ни в виде пилотного проекта, ни в виде законодательно разрешенной бизнес-практики. Как заявил генеральный директор АЕБ Франк Шауфф, его организация считает, что «либерализация параллельного импорта может плохо отразиться на инвестициях и не будет способствовать реализации политики импортозамещения».