Зимний порыв автопроизводителей, ведущих свой бизнес в России, был понятен и даже простителен. Рубль рухнул, народ кинулся в автосалоны в надежде урвать машину по старым ценам, которые стали сразу казаться привлекательными и доступными. Машины покупали даже те, кто планировал покупку на два-три месяца позже. В результате автосалоны сделали выручку на пару месяцев и приготовились к суровой зиме. Так, собственно, и вышло.
В декабре 2014 и январе 2015 года цены на новые автомобили ожидаемо взлетели вверх. Соответственно, с января продажи стабильно падают, в среднем отрицательная динамика российского авторынка составляет 40% ежемесячно. Ряд марок объявил об уходе из России, даже компании, которые уже успели наладить мощную дилерскую сеть и локальное производство. Дольше всего на плаву держался премиальный сегмент, причем он оказался в таком плюсе, которого не бывало и в сытые времена. Особенно отличилась марка Porsche. Однако и у люксовых машин начался спад.
Курс рубля по-прежнему нестабилен, однако чуть выровнялся. Автопроизводители вынуждены делать хорошую мину при плохой игре — теперь им приходится откатывать назад взвинченные цены, чтобы вернуть потребителей и сделать ценники адекватными общей ситуации. Да и переполненные склады пожирают не меньше арендной платы, чем убытки от скидок. Снижение цен автокомпании прикрывают различными «веселыми» акциями, якобы временными, с призывами успеть на распродажу до 31 мая, 30 июня, теперь уже 31 июля.
Вторичный авторынок реагирует на основной с запозданием. Вслед за повышением цен на новые машины вверх поползла и стоимость подержанных. Желающие продать свой старый автомобиль оказались в выгодном положении — его можно было сбыть чуть ли не за те же деньги, что он стоил пару лет назад — новым. Однако этой тенденции быстро пришел конец.
Как следует из свежего отчета аналитического агентства «Автостат», в мае спрос на подержанные машины сократился на 29,5% - до 366 832 единиц. С начале года объем б/у рынка сократился на 24,1% до 1,83 миллионов автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. И спад только увеличивается с каждым месяцем. Конечно, сокращение на треть — это меньше, чем 40-процентное падение рынка новых автомобилей. Но тенденция налицо. И как раз производители начали один за другим объявлять существенные скидки — от бюджетных Hyundai Solaris, которые благодаря таким «временным» акциям обогнали в мае по продажам даже LADA Granta, до люксовых автомобилей, дисконт на которые достигает 500 000 рублей!
И это сразу отразилось на вторичном рынке. После скачка ценники поползли вниз и с зимы упали в среднем на треть, то есть уже ниже докризисного уровня. Как сообщает «Коммерсантъ», стоимость самой популярной иномарки на вторичном рынке Ford Focus в мае составила 358 000 рублей. В С-классе цены снизились аж на 35% по сравнению с зимними — так, Skoda Octavia в мае продавали за 356 000 рублей. В премиальном сегменте, например, на Audi A6 цены упали на 21% до 414 000 рублей в среднем. К слову, цены на старые KIA Rio, который отлично чувствует себя и на рынке новых автомобилей, снизились меньше всего — только на 6,3%.
Автопроизводители тоже следят за вторичным рынком, изо всех сил перетягивая на своих дилеров это одеяло. Им в помощь идет как программа утилизации, так и собственные схемы трейд-ин, при использовании которых покупателю новой машины предлагаются выгодные условия. А автопарк б/у машин нужно продавать — под красивой табличкой «Автомобили с пробегом» или различными вариациями «Программы Select».
Производители уже потихоньку начали объявлять о дополнительных бонусах при использовании программ трейд-ин. Например, Peugeot в понедельник анонсировал обновление своей программы «Peugeot с пробегом». Как говорится в официальном релизе, покупатель может использовать три схемы продаж: прием старого автомобиля в зачет нового «Пежо», прием автомобиля с пробегом на реализацию и срочный выкуп. Причем первая схема, собственно трейд-ин, обеспечит его дополнительной скидкой при покупке. Продажа автомобилей с пробегом у дилера Peugeot возможна в кредит (перед реализацией их проверяют по 100 параметрам, утверждают автоторговцы). К слову, в мае доля проданных подержанных машин у дилеров Peugeot выросла до 24%.
Российский дистрибьютор Mitsubishi завлекает клиентов расширением программы обслуживания постгарантийных автомобилей «3+». C июня 2015 года владельцы постгарантийных автомобилей марки Mitsubishi, а также владельцы автомобилей, срок эксплуатации которых превышает 30 месяцев, обратившись в официальный дилерский центр, могут получить выгоду до 25% от рекомендованных розничных цен на широкий ассортимент оригинальных запасных частей, смазочных материалов Mitsubishi, а также на работы по их замене и установке. Указанные условия распространяются в том числе на кузовной ремонт.
Ситуация на рынке — притом что российский рынок автомобильный развивающий и до сих пор не насыщенный — сейчас критическая, так что автомобильным компаниям придется принимать меры, чтобы сохранить клиентов. А то у некоторых марок объемы реализации сократились аж на 80−90%. Так что и потребителям от кризисов бывает хоть какая-то выгода.