28160

Почему Япония отказывается от микролитражек

Kei cars уступают дорогу большим внедорожникам, ставя тем самым крест на японском автостроении
Концерн Mitsubishi построил самолет MRJ и вот-вот утратит автомобильное подразделение, навсегда взмыв в небо. За ним могут потянуться и другие японские автопроизводители. А все потому, что... законы менять нельзя. Единожды написав, их полагается исполнять веками, завещая поколениям.
Поделиться
Изображение Почему Япония отказывается от микролитражек

Попутно это означает, что и писать их надо не на один день, предварительно отмерив семь раз и просчитав последствия для потомков. Страны, живущие по многовековым законам – стабильны, успешны и респектабельны. Американцы свою конституцию написали один раз, со временем добавляя лишь поправки (особенно удалась поправка №2 об оружии). Но стабильней всех англичане. Они не трогают законы веками, в результате чего имеют наиболее роскошную коллекцию фирм, доживших из средневековья до наших дней. Имея такую незыблемость, англичане в итоге получили отменную устойчивость политики, экономики и права. Например, нигде в мире не существует такого количества банков, как в Великобритании, созданных в XVI-XVII веках, активно действующих поныне, ни разу не обманувших клиентов и даже не сменивших адреса. Намерение Украины отдать собственную таможню на аутсорсинг обратило на себя внимание в том числе и благодаря главному участнику тендера – британской фирме Crown Agents, с 1749(!) года управлявшей колониями по контракту с Министерством заморских территорий.

У Японии с Великобританией было всего два совпадения: руль справа и законодательная стабильность. Японцы чтили традиции и не меняли свои правовые взгляды десятилетиями, намереваясь дотянуть до столетий. Единожды обусловленные правила игры очень помогли бизнесу, поскольку в условиях подобной прозрачности ситуация известна на годы вперед. И среди прочих разумных правил у японцев было незыблемое отношение к классу микролитражных автомобилей – так называемым кей-карам (kei cars). С момента возникновения в 1949 году им полагалось оставаться крошечными, в обмен на что клиенты получали дешевую страховку, налоговые послабления (сниженный транспортный налог, налог с продаж и акциз на топливо), а на селе право обходиться без парковочных разрешений. За соблюдение правил игры производители получали гарантированный спрос и отличный сбыт. Но в 2015 году правительство Японии впервые за 66 лет изменило правила, повысив для кей-каров транспортный налог, налог с продаж и налог на бензин. Нетронутым осталось только право покупки такой машины без парковочного разрешения и дешевая страховка.

Причина изменения правил в том, что кей-кары стали самостоятельным видом транспортного средства, существующим только в Японии. Поэтому все местные фирмы, заботливо удовлетворяя самого уважаемого клиента – японского потребителя – создавали отдельную модельную линейку исключительно данного вида, ежегодно затрачивая на прогресс в этом направлении до трети собственных материальных, инженерных и технологических ресурсов. В результате доля микромашин составляла 40% внутреннего рынка Японии. И хотя ради экономии сами фирмы давно скооперировались и часть из них (Suzuki, Daihatsu, Mitsubishi) охотно шли на беджинжиниринг, наклеивая на свои машины логотипы заказчиков, автономный вид транспортных средств аккумулировал силы внутри страны, лишая производителей экспортных перспектив. По задумке правительства, если надавать микролитражкам по рукам, фирмы неизбежно переориентируются на автомобили, которые можно будет продать за границей и тем самым заработать гораздо больше. Для Японии, живущей в состоянии неизбежной изоляции, да еще под прицелом недружелюбного Китая, крепнущей Малайзии, трудолюбивого Таиланда и мощного Сингапура, важней внешняя экспансия, чем внутреннее потребление.

Последней каплей, побудившей правительство начать притеснения кей-каров, стали неудачи Mitsubishi, потерявшей американский и европейский рынки и публично объявившей о закрытии легкового производства, остановке работ по PajeroV и сосредоточении ресурсов на кей-карах для внутреннего рынка. Предвидя скорую кончину одной из старейших японских фирм, правительство бросилось вразумлять бизнес, впервые в многолетней истории переписав незыблемые законы.

Бесследно подобные события не проходят. И, скорее всего, от покушения на устои никто не выиграет: Mitsubishi не вернется на землю, а сокращение внутреннего потребления аукнется в долгосрочной перспективе. Законы менять нельзя.