Утилизационный сбор введен в сентябре 2012 года в целях защиты внутреннего рынка после вступления России в ВТО. С того времени его размер не менялся, при этом налог был привязан к рублю. По словам Минпромторга, девальвация российской валюты существенно отразилась на сборах, и власти были вынуждены пойти на увеличение ставки. В настоящее время сумма налога варьируется от 17 200 до 450 000 рублей для новых машин в зависимости от объема двигателя и массы.
Как известно, ранее Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) обращалась к правительству России с просьбой отказаться от подобного шага, так как импортеры в ответ на это вынуждены будут повысить цены на автомобили. При этом импорт машин и без того тотально сокращается, и не секрет, что индексация крайне негативно отразится на отечественном авторынке, находящемся в плачевном состоянии.
Что касается российских производителей, то согласно постановлению правительства для них предусмотрены определенные послабления. Они могут уплачивать утилизационный сбор за третий квартал в течение 90 календарных дней после него. Это сделано для «снижения негативного влияния» экономического кризиса в России.
Теперь остается надеяться, что на те же 65% увеличится размер государственного субсидирования. Хватит ли для этого 7 млрд., которые дополнительно к прежней сумме обещают власти для поддержки автопрома,– время покажет. В любом случае, индексация утилизационного сбора станет очередным тяжелым ударом по российскому авторынку.