Слабый по отношению к мировым валютам рубль делает экспорт (в том числе продукции автопрома) невероятно выгодным. Курсовая разница в ценах порой достигает 30% (новый E-класс в РФ стоит примерно 32 000 евро, в Германии – 45 303 евро). Удивительно, что на фоне стремительно падающего российского рынка, с десяток российских автомобильных заводов иностранных брендов так и не решились наладить полномасштабный экспорт. Зато им активно занялись частные лица. За машиной в Россию ездят покупатели из стран СНГ и ближайшей Европы. В Европу же – продавцы из России (особенно из Калининграда). Не спроста по данным аналитического агентства «Автостат» экспорт автомобилей из России за 2015-й год упал — подавляющая доля потока контролируется частными лицами, даже несмотря на всю хлопотность процесса.
А самая сложная сторона – юридическое сопровождение: растаможка и правила допуска к эксплуатации транспорта на экспортных рынках. Так, к примеру, в Германии необходимо сертифицировать каждый ввезенный автомобиль на предмет соответствия требуемым стандартным. Впрочем, если машина была выпущена в России не по полному циклу, а в формате крупноузловой сборки, велика вероятность, что под российским VIN появится европейский код, что упростит бюрократию. А у если сначала машина была ввезена в Россию оттуда – подавно.
Однако на уровне крупного бизнеса, речь идет об экспорте именно российских машин – иномарок, сделанных на наших заводах. Теоретически, самые выгодные условия у калининградского «Автотора», выпускающего широкий спектр моделей Hyundai, KIA и BMW. Удачное географическое положение упрощает логистику, а ближайшие европейские рынки сбыта гарантируют продажу автомобилей в «твердой валюте». И если раньше затея не имела смысла, то теперь выгода поставок российских машин за рубеж очевидна.