20189

Спасет ли увольнение Бу Андерссона АВТОВАЗ

О том, что последует после увольнения топ-менеджера, размышляет автоэксперт Сергей АСЛАНЯН
Слухи об увольнении Бу Андерссона с поста руководителя ОАО АВТОВАЗ превратились в реальность. Alliance Rostec Auto BV (74,5% акций АВТОВАЗа) официально сообщил, что г-н Андерссон вот-вот покинет пост руководителя тольяттинского автозавода. О том, что последует после увольнения топ-менеджера, размышляет автоэксперт Сергей АСЛАНЯН
Поделиться
Изображение Спасет ли увольнение Бу Андерссона АВТОВАЗ

Кого именно российская корпорация «Ростех» и альянс Renault-Nissan посадят в директорское кресло предприятия, станет известно 15 марта. Именно на этот день запланировано заседание совета директоров АВТОВАЗа. Его преемнику, как говорится в официальном релизе, «предстоит возглавить следующий этап операций по выводу компании из кризиса». Судя по всему, окончательно вопрос о дальнейшей судьбе Бу был решен незадолго до «Дня женской недальновидности», перед 8 марта то есть. Как только это случилось, глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов немедленно принялся рассыпать в СМИ щедрой рукой «инсайды» тему. То в интервью Wall Street Journal, то на ленту ТАСС. Претензии главного ростехнического функционера к Бу Андерссону сводятся к тому, что швед пошел по более легкому, но дорогому пути – ориентировался, преимущественно, на иностранных поставщиков комплектующих, проверенных сотрудничеством с предприятиями Renault-Nissan. То есть не стал заморачиваться выращиванием новых и «воспитанием» старых отечественных производителей автозапчастей. Что стало, якобы, одной из главных причин убытков АВТОВАЗа – на уровне в 75 млрд. рублей за 2015 год.

Характерно, что Renault-Nissan до сих пор вообще никак не комментирует ситуацию с Бу Андерссоном. Таким образом, создается впечатление, что шведа увольняют с АВТОВАЗА исключительно под давлением «Ростеха». В пользу этой версии косвенно говорят и мутные слухи, бродившие одно время в СМИ и интернете, связанные с компанией супруги главы «Ростеха», которая, якобы, поставляла в свое время на ВАЗ некие комплектующие. Но делала это то ли сильно не в срок, то ли с постоянными нареканиями по качеству. На почве чего, вроде как, и вышел у них там с Бу некий бизнес-конфликт, терминальную стадию которого мы сейчас и наблюдаем. Так ли это, доподлинно не известно. Однако «осадочек остался», как говорится. Что же означает освобождение Бу Андерссона от занимаемой должности с точки зрения иностранного бизнесмена? Во первых: «заводу конец». Во-вторых: «с русскими работать нельзя». И в-третьих: «в Россию лучше не соваться». Другими словами иллюзия, что в нашей стране есть возможность для полноценного бизнеса, работы профессионалов и осмысленной стратегии в очередной раз оказалась развеяна. Как бы мы ни относились к мистеру Бо лично, но он действительно попытался изменить не только завод, но и систему управления, принятую в СССР и дожившую до нынешней России.

Его отставка докажет, что Советский Союз жив, а здравый смысл мертв. Попутно мертв и завод, хотя его фантомное существование продлится некоторое время, разоряя бюджет. До тех пор, пока одним из самых плохих автомобильных заводов в мире руководил один из лучших менеджеров, внимательная заграница понимала, что у России есть шанс вернуться в строй развитых индустриальных государств, а у них есть перспектива сотрудничества. Под личные гарантии и собственную репутацию Бу, к нам пошли международные производители комплектующих, без которых умирала вся отрасль, а не только АВТОВАЗ.

Во-многом благодаря Андерссону у российского автопрома появилась возможность перейти от уровня финишной сборки машин к полному циклу производства всех необходимых компонентов. Нет Бу, – нет и гарантий, перспектив, инвестиционной привлекательности, нет будущего у автопрома. А от простой замены иностранца на другого иностранца ничего не изменится. Преимущество Бу в том, что он понял Россию, но сам не обрусел: он не пьет водку, не отмечает 8 марта, не ворует, не берет взяток и знает свое дело. До него в Тольятти уже случались менеджеры сопоставимого ранга из Америки и Европы. Но они быстро теряли западную квалификацию, превращаясь в респектабельных иностранцев на хорошем содержании, познавших толк в русских девушках, бане с березовым веником, водке, откатах, взятках и воровстве…