Всего же испытаниям подверглась 31 модель, из которых только 11 получили приемлемый рейтинг, у 9-и результаты были оценены как допустимые и у 10-и – как негативные. Слабые рейтинги получили и многие автомобили премиум-класса. А ряд моделей заслужили высокие оценки только после того, как головные огни были переоснащены опционными лампами. А некоторые модели, как подчеркнул представитель института, получили бы более высокий, а не отрицательный рейтинг фар, если бы на заводе они были установлены должным образом. Характерно при этом, что американский Альянс автопроизводителей – торговая группа, представляющая Toyota, GM, Ford, Volkswagen и ряд других мировых автобрендов – комментировать этот отчет отказался.
Но как бы там ни было, а треть американцев, владеющих среднеразмерными авто, в темное время суток «подслеповаты». И это при том, что головные огни автомобилей, продаваемых в США, не могут не соответствовать американским стандартам. Однако, как подчеркивается в докладе IIHS, использование более совершенных фар могло бы сократить число ДТП со смертельным исходом. Тем более, что 49% таких аварий происходит в США именно в темное время суток, а 25% пассажирского трафика в США приходится именно на него.
Правда, пока еще нет достоверной статистики, явилось ли причиной ночного ДТП ослепление водителя или недостаточная освещенность дороги, или же оно было вызвано превышением скорости и нетрезвостью «рулевого».
Американская национальная администрация по безопасности движения на автотрассах (NHTSA) в связи с этим аявила, что пересмотренные требования к новым автомобилям подтолкнут автопроизводителей обеспечить выпускаемые ими авто фарами с повышенной эффективностью светового потока. Хотя, заметим, делать они это не обязаны, поскольку действующие покав США стандарты допускают значительный «разбег» показателей степени освещенности дороги, которую должны обеспечить фары в практических условиях вождения машины ночью. Но, скорее всего, какую-то работу над ошибками автостроители проведут, поскольку рейтинги IIHS высоко ценятся потребителями и игнорировать их – опасно для бизнеса.
Остается пожелать, что бы какая-нибудь российская структура, например Госстандарт или ГИБДД, озаботились бы качеством фар и их заводской установкой на авто, рассекающих по российские дорогам. Тем более, что и в России 45% дорожных ЧП случаются по ночам – с девяти вечера до шести утра.