Начать с того, что экспорт автомобилей из России в новейшей истории был делом скорее имиджевым, чем экономически оправданным. В самом крайнем случае он лишь помогал российским автогигантам сводить концы с концами. Да и то, если судить на примере того же АВТОВАЗА, вряд ли – если бы государство в очередной раз не простило тольяттинцам долги, завод вот-вот обанкротился.
В 2015 году экспорт автомобилей сократился на 25%, импорт – на 50%.
Впрочем, судите сами. В минувшем году АВТОВАЗ экспортировал около 29 000 авто; UAZ – менее 5000; КамАЗ и «Урал» – 4200 и 2300 соответственно. Что касается «иностранцев в России», то из них, пожалуй, только Renault может похвастать хоть какой-то экспортной деятельностью, ежегодно поставляя в Алжир по нескольку тысяч (план на год текущий – около 20 000) машинокомплектов. Да еще у VW есть какие-то планы на этот счет. Но в целом все это – капля в море. Особенно если судить по успехам ведущих мировых брендов.
Так, только в первом квартале 2016-го VW продал по всему миру 2 508 300 автомобилей, Toyota – 2 460 000, GM – 2 362 057, Hyundai – 1 794 197, Nissan – 1 339 805. И что смогут противопоставить этим монстрам вазы-уазы? Да и сами монстры не спешат экспортировать на другие рынке собранные в России автомобили даже несмотря на то, что их сборочные производства, расположенные в нашей стране, загружены дай бог на 40%. Хотя дешевая рабсила, более выгодные тарифы на энергоресурсы и слабый рубль создают для этого все предпосылки. Ан нет.
Очень конкретно охарактеризовали ситуацию с экспортом машин из России топ-менеджеры Nissan, анонсируя старт производства в РФ Murano третьего поколения.
За год экспорт АВТОВАЗа упал на 58%, а УАЗа – на 24%.
По их словам, это нецелесообразно потому, что в ближайшей перспективе Россия не готова стать глобальной производственной площадкой и из-за низкой производительности труда, и из-за отсутствия производителей качественных комплектующих, и «благодаря» запретительным по сути ввозным пошлинам в те же страны ЕС. Наконец, говорят японцы, нет смысла экспортировать собранные в РФ машины на рынки, где их и без того собирают. Поэтому что имеет в виду правительство, говоря, что «следующий год – первый год подъема, причем прежде всего за счет экспорта как готовых автомобилей, так и компонентов и отдельных частей», совершенно непонятно.