Начнем с того, что реальный инсайд от АЕБ получить крайне трудно, поскольку ассоциация только лишь аккумулирует данные, предоставляемые производителями. А последним, естественно, требуется некоторое время на подготовку и обработку информации. Так что не вызывает никакого удивления тот факт, что прогнозисты в очередной раз попали пальцем в небо. Никакого падения на 9% - что по нынешним временам стало бы чуть ли не праздником для автомобилестроителей и их дилеров — не произошло.
Вместо этого продажи сократились в июне по отношению в этому же месяцу прошлого года на вполне ожидаемые 12,5%, а за полугодие — на 14,1%. Если прибегнуть к нетривиальному методу сравнения и сопоставить объемы реализации за май и июнь этого года, то можно найти повод для робкого оптимизма — они подросли на 13,9%. Но в прошлом году это соотношение также было положительным — 11,4%, и ни к каким сдвигам в лучшую сторону рынок не привело.
Итак, за январь-май продажи сократились на 14,6% по сравнению с прошлым годом, за январь-июнь — как уже было сказано, на 14,1%. Даже при сохранении этих темпов подтормаживания к декабрю мы чисто гипотетически можем выйти на показатель в 11,1%. Выглядит такое допущение весьма сомнительным.
Однако Комитет автопроизводителей АЕБ идет еще дальше. Его председатель Йорг Шрайбер поначалу грустно констатирует непреложный факт: «Продажи июня не смогли существенно улучшить суммарный результат первой половины года. Рынок продолжил сжатие, выраженное двузначными цифрами,
Что ж, и незадачливых прогнозистов, о которых упоминалось в начале статьи, и уважаемого Йорга Шрайбера можно понять: рынку катастрофически не хватает именно оптимизма. Как нам кажется, последнее время он падает уже не столько по экономическим причинам, сколько из-за отсутствия позитивных ожиданий у потребителей. Условия кардинально не меняются уже в течение долгого времени: курс рубля к европейской и американской валютам колеблется где-то там на запредельном уровне, автопроизводители потихоньку переписывают прайсы в сторону увеличения, а государство помалкивает, благословляя всю эту счастливую Аркадию. Вот только покупатели заартачились, и не хотят молча проглатывать скармливаемые им условия — как, скажем, это было в прошлый кризис.
Кстати тогда, семь лет назад, в первой половине самого тяжелого для автопрома России 2009 года было продано 763 926 легковых и легких коммерческих автомобилей. А в году нынешнем — 672 140 штук, так что оцените разницу…