Буквально пару дней назад портал «АвтоВзгляд» писал о том, что правительство хочет освободить владельцев электромобилей от уплаты транспортного налога, предоставить им право бесплатной парковки, разрешить проезд по «выделенкам» и, наконец, не взимать с них денег за проезд по платным дорогам. Это помимо навязчивой идеи покрыть всю территорию России сетью зарядных станций.
Теперь же одобрен проект, по которому со 2 сентября 2016 года по 31 августа 2017 года установлена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины в отношении легковых транспортных средств с электрическим двигателем. Но и это не все: на грузовые моторные транспортные средства массой не более 5 тонн, содержащих в качестве ходовых исключительно электродвигатели (один или несколько), снижены ставки ввозной таможенной пошлины с 15% до 5% от таможенной стоимости сроком на один год. На электрогрузовики, Карл! Покажите мне такой, но не где-нибудь на шахтных выработках, а здесь, на московских улицах!
То, что эти изменения одобрены не российским правительством, а на вчерашнем заседании надгосударственного Совета Евразийской экономической комиссии, сути проблемы не меняет: почему-то не верится, что инициатором «полезной» инициативы выступил Кыргызстан или, не дай бог, Армения. Причем, танцы с саблями вокруг экологически бесполезного транспорта продолжаются не первый год. По сути, совет лишь возобновил в странах Таможенного союза льготы, прекратившие свое действие с начала 2016 года.
Оставим за скобками программу по созданию сети зарядных станций. Тут все кристально прозрачно — бабло валяется буквально на земле, да еще упрощенный порядок согласования и землеотвода под их строительство. Но кому выгодна (в хорошем смысле этого слова) вся эта мышиная возня вокруг электромобилей в то время, когда отечественный автопром буквально рушится на глазах — уму непостижимо.
По данным агентства «Автостат» на апрель 2016 года весь наличный парк «зеленых» машин составлял в России 647 единиц, причем треть приходилась на столицу. И это при том, что по просторам нашей родины бегает в общей сложности более 40 миллионов легковушек. Официально у нас продаются только Mitsubishi i-MiEV и LADA Ellada по стартовой цене чуть выше 1 000 000 рублей за крохотный и плохо оснащенный автомобиль. Через непонятные «серые» каналы покупаются также запредельно дорогие и небезопасные Tesla — тут речь уже может идти в зависимости от модели о 6 000 000 рублях и выше.
У нас нет достоверных данных о тех, кто покупает эти игрушки за подобную цену — есть лишь предположения, весьма похожие на истину. Их владельцами становятся либо корпоративные автопарки, тем или иным способом перекладывающие свои неразумные затраты на бюджет, или богатые любители автоэкзотики.
При неразвитости первичного рынка совершенно логично, что практически отсутствует и вторичный. Тому же агентству «Автостат», прошерстившему базу данных портала Авто.ру, удалось найти лишь 72 предложения о продаже электромобилей. В их числе кроме вышеупомянутых машин фигурировали еще более редкие Renault Twizy, Smart Fortwo II, Chevrolet Volt I и Nissan Leaf. Надо заметить, что не все из выставленных машин — подержанные. Так может работать и «серая» схема реализации новых транспортных средств.
Итак, новые электромобили не продаются, старые не покупаются. Денег на эти произведения экологического искусства у населения нет и не будет. Заправлять их по сути негде.
Зато теперь понятен масштаб задачи, решенной Евразийской экономической комиссией. Это совсем не очередной прогиб перед международным экологическим лобби, как может показаться на первый взгляд. Незамедлительное оживление автомобильного рынка России после этого, как вы сами должны понять, просто неотвратимо. Кстати, надо заодно ликвидировать таможенные пошлины на черимойю — для активизации продовольственного рынка.