Всего за август было продано 7178 автомобилей Rio и 6270 Solaris. Третьей оказалась LADA Granta — 5506 экземпляров. Все три модели продемонстрировали результаты хуже, чем в прошлом году. В пятерку самых продаваемых машин вошли также LADA Vesta и Volkswagen Polo. Лидеры, как несложно заметить, без исключения относятся к разряду «бюджетников». Кстати, по итогам восьми месяцев действующие лица и исполнители абсолютно те же, только расположились они в несколько ином порядке: Solaris, Granta, Rio, Vesta, Polo.
Пятерка самых популярных в августе кроссоверов выглядит так. Первое место захватил новичок из новичков — Hyundai Creta, распроданный в количестве 3479 штук. За ним с минимальным отрывом следует Renault Duster, привлекший 3463 покупателей. Третье место — у Toyota RAV4 с ее 2509 экземплярами. Замыкают пятерку Nissan Qashqai и Mazda CX-5. По итогам восьми месяцев кроссоверы выстроились в следующем порядке: Renault Duster, Toyota RAV4, Nissan Qashqai, Nissan X-Trail и KIA Sportage, ибо Creta только-только появилась в шоу-румах.
Если по итогам августа падение составило 18% до 113 749 единиц, то восьмимесячное пике определилось на уровне 14,9% - всего было реализовано 895 357 автомобилей. Комментируя этот факт, председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер постарался найти хоть какой-нибудь повод для умеренного оптимизма: «Август оказался не способен прервать отрицательный тренд в динамике продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, который мы наблюдали в последние месяцы… Хорошей новостью является тот факт, что на данный момент рынок перестал проседать ниже исторического дна, достигнутого в 2009 году».
В этом позволю себе не согласиться с герром Шрайбером. Действительно, дно пробито не было, ибо в упомянутом им августе 2009 года в России официальные дилеры продали всего 110 934 автомобилей. Но вряд ли можно всерьез гордиться тем, что мы не опустились ниже результатов аж восьмилетней давности. Кроме того, ни о каком замедлении падения рынка говорить пока не приходится: если за семь месяцев текущего года он потерял 14,4%, то за восемь — уже 14,9% по сравнению с теми же периодами 2015-го. Более того, в июле 2016 года продажи сократились на 16,6%, а в августе, как мы помним — на 18%.
В общем, радоваться пока нечему — хороших новостей как не было, так и нет. Более того, прогнозы руководителей АЕБ, сделанные по итогам первого полугодия, предполагали, что в 2016 году в России будет продано примерно 1,44 млн. автомобилей. Они базировались на ожиданиях замедления негативного тренда во второй половине года до уровня 6−7%. Таким образом, уже сейчас видно, что оптимизм не оправдался, и надеяться на достижение вышеупомянутого итога годовых продаж не приходится.
В заключение остается еще раз процитировать слова уважаемого Йорга Шрайбера, сказанные им в начале августа: «Однако все еще остается неясным, как долго нам придется ждать перемены ситуации в лучшую сторону».
Лично мне мое внутреннее чувство безотносительно каких-либо серьезных резонов и фактов говорит, что если рост и начнется, пусть даже робкий и стыдливый, то никак не ранее следующего года.