«Шнобелевская премия» («Ig Nobel Prize») 2016 года в области химии досталась концерну Volkswagen — за «решение проблемы чрезмерных автомобильных выбросов с помощью электромеханической системы, снижающих их во время тестовых испытаний». Таким образом устроители премии отреагировали на «дизельгейт», в ходе которого немецкий концерн попался на занижении выбросов своих машин в угоду жестоким американским экологическим требованиям с помощью специальных программ управления двигателем. Скандал коснулся 11,5 млн машин VW по всему миру и обойдется компании, как минимум, в пару десятков миллиардов долларов.
На самом деле, устроителям Ig Nobel Prize следовало бы присудить немецкому концерну премию за изобретение «401-ого сравнительно честного способа» работы на рынке. Впрочем, подобную премию совершенно спокойно можно вручать и большинству автопрозводителей в США и Европе, изыскивающих все более изощренные способы удовлетворить экологическое лобби, ужесточающее требования к традиционным машинам. Просто прочие автогиганты не попадаются и, что самом главное, не перечат людям с промытыми экопропагандой мозгами. На данный момент у моторов внутреннего сгорания уже практически исчерпан запас возможных «экологических» улучшений.
То есть власти вынуждают автопроизводителей жульничать либо в духе VW, либо переходить на производство «гибридов» и электромобилей — чтобы соответствовать все более снижающимся допускам на выброс количество вредных веществ в пересчете на километр пробега. По большому счету, и гибридные машины, и электромобили, тоже своего лишь разновидности экологического жульничества или лицемерия, — кому как удобнее считать. За счет чего на сертификационных испытаниях «гибриды» показывают большую экономичность и экологичность по сравнению с традиционными машинами?
Все просто: внушительную часть тестового отрезка они проезжают используя исключительно электроэнергию заранее заряженного аккумулятора. И только когда он «высасывается» до нуля, запускается двигатель внутреннего сгорания. Машина с одним лишь двигателем внутреннего сгорания жжет топливо от начала и до конца зачетного маршрута и, естественно показывает намного худшую экономичность и экологичность. В реальной же эксплуатации что «гибрид», что «не гибрид» — жрут примерно одинаковое количество топлива и одинаково вредят экологии. Просто потому, что от закона сохранения энергии никуда не денешься — чтобы зарядить батарею гибрида все равно приходится жечь топливо в двигателе внутреннего сгорания (ДВС). Но это, почему-то никого не смущает из экологически-зомбированных чиновников.
С якобы стерильными с экологической точки зрения электромобилями ситуация еще более лицемерна. Современные бензиновые и дизельные двигатели обладают КПД на уровне около 20%. То есть превращают в работу до 20% энергии, получаемой при горении топлива. А электромобили нужно заряжать. То есть, электроэнергию для них нужно еще где-то выработать и доставить либо к розетке бытовой электросети, либо к городской зарядной станции. Подавляющая часть электроэнергии, что в Европе, что в США получается при сжигании угля, газа или нефтепродуктов. Кое-что дает «мирный атом» и гидроэнергетика. Ветрогенераторы пока всерьез воспринимать не приходится. Так вот, европейцы уже достаточно давно подсчитали, что от всей энергии сжигаемого на теплоэлектростанции топлива до конечного потребителя, то есть «до розетки» доходит, в лучшем случае, 8% энергии.
Сравним это с 20% у двигателя внутреннего сгорания и спросим, кто же по-настоящему экологичен и экономичен — машины с ДВС или электромобили? VW пытался до последнего придерживаться здравого смысла в условиях всемирного помешательства на фальшивой экологичности электротранспорта. Однако и его «доломали», организовав «дизельгейт». И теперь немецкий концерн с лихорадочным энтузиазмом вещает о планах выпустить в ближайшие пять-десять лет пару десятков новых гибридных моделей, а также лихорадочно разрабатывает не только легковые, но и грузовые электромобили. Так что «Шнобеля» ему дали совершенно справедливо: не за то, что мухлевал, а за то, что попался.