Сравнение нынешнего октября с прошлым внушает определенные надежды исправление тяжелейшей ситуации, в которой перманентно находится авторынок. Более того, сопоставление объемов продаж с сентябрьскими выглядит еще более успокоительно: в 2016-м они умудрились даже подрасти, хотя бы и на микроскопические 0,8%. Напомним, что годом ранее наблюдалось падение на 7,7%. Неужели же свершилось?..
Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, несколько раз попавший впросак со своими слишком оптимистичными прогнозами, нынче выступил более осторожно: «В октябре продажи на автомобильном рынке показали умеренное снижение против предыдущего года, немного превосходя при этом продажи сентября. Это неплохой результат, подтверждающий наши ожидания, озвученные ранее, что тренд постановки на учет новых автомобилей должен улучшиться к концу года».
Совсем недавно г-н Шрайбер совершенно справедливо предупреждал, что прекращение государственного стимулирования вызовет всплеск продаж в конце года, но в 2017-м наступит коллапс. Как мы знаем, правительство действительно хочет свернуть программы поддержки обновления автопарка — то есть, дотации на утилизацию и trade-in. Чиновники и экономисты, наконец, дошли до понимания той простой истины, что надо стимулировать самих производителей и продавцов к исправлению сложившейся ситуации, а не закачивать косвенными путями деньги в их карманы. Похоже, что мысль председателя комитета АЕБ находит свое подтверждение — рынок немного оживился на ожиданиях прекращения в следующем году финансирования столь популярных программ.
Если это так, то в полном соответствии с логикой Йорга Шрайбера через пару месяцев Россию ожидает очередной обвал. Впрочем, столь радикальное замедление роста продаж может иметь под собой и другое объяснение — просто рынок, наконец, нащупал дно, тот минимум, ниже которого он физически не может провалиться.