Мало того, что подержанные автомобили в принципе дешевле новых, так они еще и дорожают куда медленнее, чем машины, только что сошедшие с конвейера. Так, согласно данным агентства «Автостат», за минувшие три года иномарки с пробегом в среднем подросли в цене на 28,7%, а новые — на 44%. Самые популярные модели на вторичке «потяжелели» и того меньше — Ford Focus, например, на 15,4%, Hyundai Solaris — на 16%, а Volkswagen Polo калужской сборки — всего на 10,4%.
Неудивительно, что многие потребители, которым чужд дешевый снобизм, по трезвому размышлению приняли решение отказаться пока от покупки новой машины и приобрести подержанную. За 2016 год хозяев сменили более 5 млн. автомобилей с пробегом, в то время как только-только собранных — 1,4 млн., то есть, почти вчетверо меньше. Первичный рынок таким образом грохнулся за прошедший год на 11%, а вторичный вырос на 6% по сравнению с 2015-м.
Производители не очень-то стараются находить вменяемые оправдания своему стремлению к повышению прайсов, ограничиваясь в основном стенаниями по поводу курса рубля к ведущим мировым валютам. Но как бы там ни было, позволить себе любого рода покупку может лишь тот, у кого есть на нее средства.
По информации того же «Автостата» покупательская способность населения за время кризиса отнюдь не улучшилась. Около 51% наших соотечественников вовсе не имеют сбережений, а 47% что-то имеют в заначке, но не торопятся расставаться с накоплениями, ибо ожидают прихода еще трудных времен. Таким образом, ни отложенный спрос, ни цикличность смены автомобиля, составляющая в среднем 3—5 лет, не станут в ближайшее время двигателем торговли на рынке новых автомобилей, как того тщетно ожидают сами продавцы.
Заметим, что из опрошенных агентством экспертов лишь 4,9% предрекли авторынку падение. Подавляющее большинство же ожидает роста, причем некоторые готовы допустить, что этот рост превысит 5%. Поскольку какое-либо реальное экономическое обоснование подобным ожиданиям подобрать непросто, отнесем их на счет неискоренимого оптимизма русского человека. Кстати, председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер как раз свой оптимизм подрастерял: «Рынок в целом по-прежнему нуждается в положительном развороте, но, очевидно, находится в процесс финального поиска дна».