Впрочем, они с полным на то основанием могут продолжать гордиться собой и дальше: по сути, «премиум» и сейчас не очень себе изменил. Если раньше рынок падал, а престижный сегмент вопреки всему рос, то ныне знаки поменялись — рынок ни с того ни с сего принялся расти, а продажи премиальных автомобилей назло ему практически застыли на месте. Странно? Да, но таковы факты.
Ради разнообразия и для целостности картины на этот раз, пожалуй, изменим себе. Так сказать, наступим на горло собственным принципам и посчитаем «премиумом» помимо привычной немецкой тройки еще и японскую тройку, которая на российском рынке скукожилась до двойки из-за дезертирства Acura. Ну, а раз пошла такая пьянка, то добавим до кучи Volvo — ведь который год она пытается пролезть в «высший свет» хоть тушкой, хоть чучелом. Нам это нетрудно, а людям — радость.
Итак, чем же отметилась сия пестрая германо-японо-шведско-китайская компания по факту подведения сентябрьских итогов продаж? За восемь месяцев рынок в целом вырос на 10,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом Mercedes-Benz потерял 4% покупателей, Lexus — 3%, Audi — 22%.
Катастрофического отставания ингольштадтской марки мы особо не пугаемся. Слава богу, глава российского представительства Любомир Найман все доходчиво разъяснил в интервью «Коммерсанту»:
— Наша цель — не количество реализованных автомобилей, а рентабельность бизнеса и здоровая дилерская сеть. Если говорить об объемах продаж, то здесь есть факторы, которые мы учитывали при планировании,— например, более позднее появление моделей нового поколения в ряде важных сегментов. В некоторых сегментах, где активно работают наши конкуренты, мы отсутствуем в принципе.
Какие конкретно сегменты имел в виду г-н Найман, не очень понятно, ибо на наш непросвещенный взгляд ингольштадтская компания не представлена только в маргинальных классах профессиональных внедорожников и вэнов. Ну да ладно — главное, что все под контролем.
Остальные три бренда продемонстрировали рост. BMW подтянулся на 6%, Volvo — на 24%, Infiniti — на 16%. Красивые показатели у двух последних марок, правда? Только на общую картину они особо не влияют, поскольку их совокупные продажи составляют примерно треть от объема реализации штутгартских автомобилей или сильно меньше половины — от баварских.
В целом, удельная доля премиальных авто по итогам восьми месяцев сократилась на 12%. Если в 2016-м они занимали 8,8% рынка, то в нынешнем году — только 7,5%. Совместными усилиями вышеуказанная шестерка реализовала на 2,7% легковых машин меньше, чем в январе-сентябре 2016-го. Напомним — весь рынок поднялся на 10,6%.
Если говорить отдельно только о сентябрьских результатах, то продажи рассматриваемых брендов в этом месяце все-таки увеличились — на 4%. Это как-то совсем не серьезно на фоне общерыночных 17,9%. Ну а удельная доля сжалась на те же 12%, что и по итогам восьми месяцев. Вот такая занимательная арифметика.
Естественно, мы ни в коем разе не предрекаем немедленное разорение большой немецкой тройке, американским клонам японского автопрома и примкнувшей к ним Volvo. Мы лишь констатируем существующие тренды. В конце концов, запас прочности у этих компаний весьма нехилый — вспомним о «рентабельности бизнеса», так кстати упомянутой г-ном Найманом. Им совершенно ни к чему впадать в панику и спешно устраивать акции, распродажи, раздачи скидок налево-направо. Все образуется само собой, без девальвирования безумно вздутых прайсов, ибо целевая аудитория никуда не денется, и обреченно явится за своими автомобилями — не в этом месяце, так в следующем.