Утилизационные сборы появились в России после вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Поначалу средства взимались лишь с импортеров, однако после иска нескольких компаний в суд ВТО, утильсбор распространили на все машины, независимо от того, где они выпускаются.
В конце минувшего года Министерство промышленности и торговли РФ доработало проект увеличения ставок утильсбора. Изначально предполагалось, что в 2018-м они повысятся на 87—125% для легковых автомобилей. Некоторое время спустя вице-премьер Аркадий Дворкович пообщал, что рост утильсбора не превысит 15%, однако по последним данным, ставки поднимутся на 16—90%.
В распоряжении «Коммерсанта» оказался протокол совещания у вице-премьера, которое состоялось в минувший четверг. Согласно документу, утильсбор на машины с объемом двигателя менее 1 литра вырастет на 16%, с мотором 1—2 литра — на 90%, 2—3 литра — на 49%. При этом на легковые автомобили с агрегатами объемом более 3 литров ставки подниматься не будут.
В первую очередь повышение утильсбора ударит по импортерам. Производители, владеющие заводами на территории нашей страны, пострадают в меньшей степени, поскольку им власти выплачивают завуалированные компенсации в виде субсидий на научно-исследовательские работы и прочие нужды.
Разумеется, увеличения ставок отразится и на покупателях. По мнению экспертов, в обозримом будущем из-за повышения утилизационных сборов легковушки могут подорожать на 10—17%. А это приведет и к падению импорта. Автопроизводителям с целью сокращения расходов придется пересмотреть свои модельные ряды и прекратить поставки в нашу страну машин, пользующихся низком спросом.