Главный положительный момент в стратегии — это то, что из финального варианта исчезло упоминание о риске сворачивания в России производства локализованных автопроизводителей. Год назад, когда была опубликована первая версия проекта, разработанного совместно Минэкономразвития и Минпромторгом, оно было в списке наряду с предполагаемым ужесточением санкций, нехваткой компетенций и средств для развития производства, повышения его эффективности, увеличения экспорта. Как отмечают «Ведомости», остальные риски никуда не делись.
По итогам прошлого года продажи легковых машин выросли на 12,4% до 1,48 млн машин, производство — на 20,3% до 1,34 млн шт., приводятся данные в стратегии. К 2025 г. рынок легковых автомобилей по прогнозам ее составителей достигнет 2,23 млн. машин, а производство — 2,21 млн шт. (12–14% из них — на экспорт).
По сравнению с майской версией, ожидания улучшились — на 1 и 4% соответственно. Впрочем, как минимум в области продаж к означенному сроку достичь докризисных показателей не предполагается. И это похоже на правду: падать куда легче, чем подниматься.
В правительстве также допускают, что ушедшие под давлением нелегких экономических обстоятельств бренды начнут постепенно возвращаться.
— Понятно, что сейчас конкуренция несколько ослабла, ряд автомобильных марок ушли с рынка. Но они могут вернуться. Рынок у нас в этом смысле открытый, и к усилению конкуренции нужно готовиться, — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Младший партнер российского офиса McKinsey Юрий Трощенко конкретизирует слова главы правительства. Возобновления свернутых производств и возвращения брендов стоит ждать лишь тогда, когда российский рынок выйдет на докризисные показатели до 2,8 млн. автомобилей:
— Но мы не предвидим этого в ближайшие 5–7 лет, — пессимистично добавляет эксперт.