Фундаментальный момент, который упорно не желают принимать в расчет наши финансовые власти, повернутые на жестком монетаризме — это платежеспособный спрос со стороны населения. Именно он сможет оживить автомобильный рынок, умудрившийся за последние четыре года съежиться более, чем в два раза. Между тем, даже Росстат, который сложно упрекнуть в лоббировании интересов простых граждан, недвусмысленно утверждает, что реальные доходы россиян сокращаются четвертый год подряд.
Бедность и неуверенность
По сравнению с 2014-м они упали на 11%, причем половина из этих потерь пришлась на 2016 год. В реальности, естественно, эта величина еще больше, поскольку методология Росстата учитывает лишь зарплаты, социальные выплаты и прочие официальные доходы минус налоги и другие обязательные платежи. Но в первую очередь пострадали-то люди с серыми зарплатами, мелкие предприниматели, старающиеся не светить своих мизерных заработков. Кроме того, Федеральная служба статистики отслеживает зарплаты на крупных и средних предприятиях, составляющих только 40% от всей занятости, а в оставшихся 60% организаций динамика доходов неизвестна.
Ожидать роста благосостояния населения в ближайшее время не следует. По крайней мере, так заявила РБК главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова:
— В 2018 году динамика зарплат не выглядит обнадеживающей, потому что большая часть зарплат индексируются на инфляцию прошлого года, которая составила 2,5%. Есть такой риск, что индексация зарплат приблизится к уровню инфляции 2017 года, между тем инфляция 2018 года как минимум во втором полугодии может ускориться. Индекс потребительской уверенности, как уведомляет аналитическая и консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC), лежит в отрицательной зоне — минус 11%.
«Бедность — это, конечно, одна из самых кричащих проблем нашей современной экономики».
Дмитрий Медведев.
Автомобиль в нашей стране до сих пор считается атрибутом, который должен быть в семье каждого приличного человека. Но когда встает вопрос что купить — машину или еду, то ответ на него, естественно, предсказуем. Дело пока не дошло до подобных крайностей, однако кто знает, как в дальнейшем фишка ляжет.
Куда растут цены на авто и парковки
Вторым важным отрицательным моментом, который несомненно будет препятствовать возрождению рынка, является рост цен на машины. Представительства автомобильных концернов с азартом переписывают ценники по нескольку раз в год, и останавливаться не собираются. С 2013 по 2017 годы прайсы вздулись в полтора раза, в 2018-м они могут по самым скромным прогнозам подорожать на 5%.
Это произойдет безотносительно к текущей экономической ситуации. Так, рубль уже давно крепнет по отношению к евро и доллару, а производители все кормят нас байками о том, что нужно отбивать разницу в курсовой стоимости. Надоест эта пластинка — поставят другую, но с тем же результатом.
Третий негативный момент — активное сокращение зоны бесплатного существования для автомобилистов в регионах, которые являются двигателем торговли легковыми машинами. Имеются в виду Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург и т. д. Кому охота приобретать машину, чтобы затем вынужденно пересаживаться на общественный транспорт?
С этим связан еще один фактор, который не вселяет оптимизма. За время кризиса люди привыкли ездить на старых машинах, так что в среднем интервал между покупкой новых авто значительно вырос, чему свидетельство — старение российского автопарка.
Немного оптимизма
Теперь вкратце о положительных обстоятельствах. Нам обещают адресную государственную поддержку авторынка и автопрома. Кроме того, из-за уменьшения инфляции понижаются ставки банковских кредитов, с помощью которых покупается порядка половины новых автомобилей. Собственно, вот и все, если не считать цен на нефть или ремиссии психики Дональда Трампа.
Подводя баланс, можно сказать, что особого оптимизма будущее автомобильного рынка России не внушает. Единственная надежда — на непредсказуемость русской души, которая может заставить человека принять экономически совершенно нелогичное решение. Однако PwC ориентируется точно не на мистику, а именно на цену нефти. Ее прогноз — увеличение объемов продаж на 11%, до 1640 тысяч автомобилей без учета легкого коммерческого транспорта. Такую точку зрения разделяет большинство российских экспертов. Впрочем, портал «АвтоВзгляд» напоминает: в 2016-м эта компания планировала рост в 7%, а по факту получилось 13%. Так что их 11% могут превратиться как в 5%, так и в 20%. Большинство российских экспертов, впрочем, разделяет мнение PwC.
В дальнейшем PricewaterhouseCoopers надеется на непрерывный рост объема рынка, и предполагает, что к 2022 году он достигнет 2,22 млн. легковушек. Заметим от себя, что даже если оно так и будет, то это гораздо меньше, чем было продано в последний докризисный год.
Со своей стороны мы не видим никаких причин для роста рынка по итогам года более, чем на 5—7%, нет. Однако, памятуя о вышеуказанной загадочной русской душе, можно допустить, что планка в 10% может быть все же достигнута.